Дек 28

Регулярные сводки с политической войны Верховного Совета против Игоря Смирнова, техногенные катаклизмы, спад в экономике и постоянно откладываемые переговоры в формате «5+2». Именно эти темы чаще всего заставляли молдавские и зарубежные СМИ говорить о Приднестровье.

Январь.
10 дней без газа

Утром 6 января Украина прекращает подачу газа на станцию Гребенники. По этой ветке питается большая часть потребителей региона. Тот газ, который остался в трубах, приднестровские власти пытаются растянуть на максимально возможный срок и идут на крайние меры: останавливают котельные и спускают воду в отопительных системах многоэтажных домов. В интервью «Пульсу» министр реинтеграции Василий Шова обещает, что кишиневские власти будут делиться по-братски тем газом, который все еще продолжает поступать в Молдову через северную ветку. Ситуация нормализуется лишь к середине месяца, после того, как Киев и Москва разрешат «газовый конфликт».

Февраль.
Верховный Совет выходит на тропу войны

Левобережные парламентарии принимают в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР», существенно ограничивающий компетенцию исполнительных властей левобережья. В Кишиневе местные аналитики говорят об окончании «эры Смирнова» и пророчат скорый успех спикеру Верховного Совета Евгению Шевчуку. В интервью «Пульсу» российский эксперт по проблемам постсоветского пространства Зураб Тодуа прогнозирует затяжной конфликт между левобережными властями и ставит под сомнение лидерские качества Шевчука.

Март.
«Отдам Приднестровье в хорошие руки»

Председатель СДП предлагает сдать Приднестровье в концессию Российской Федерации сроком на три десятилетия. «30 лет — достаточный срок, чтобы подготовить население Приднестровья к тому, что эта территория снова станет частью Республики Молдова. За этот срок Молдова и Россия будут проводить соответствующую гуманитарную, образовательную и культурную политику и организационно-правовые мероприятия, чтобы реинтеграция страны произошла в момент окончания срока концессии», — уверяет свой электорат политик. В ответной реплике глава приднестровской дипломатии Владимир Ястребчак заявляет, что «Приднестровье — это не шкаф, чтобы его сдавать в аренду». Позже бывший член СДП Эдуард Мушук назовет «план Брагиша» главной причиной поражения социал-демократов на выборах 5 апреля.

Апрель.
Взрыв на газопроводе «Дружба»

Прибывшим на место происшествия спасателям открывается сюрреалистическая картина: воронка глубиной в 5 метров, выжженное пшеничное поле, разбросанные по всему периметру осколки труб, выгоревшие деревья в соседней лесополосе. В первые часы, пока не был перекрыт газ, огненный факел достигал в высоту почти километр и был отлично виден из Тирасполя и Бендер. Транзит российского газа на Балканы перенаправляется через южную ветку. Как выяснит позже расследование, инцидент произошел из-за износа магистрального газопровода, проложенного еще в 70-е годы прошлого века.

Май.
Шевчук «дополняет» российский триколор

Приднестровские депутаты выходят с инициативой введения российского флага как «дополнительного государственного символа республики». Спикер Евгений Шевчук даже обещает «дополнить» российский триколор «особыми приднестровскими отличительными знаками». К разочарованию Тирасполя, подобная идея вызывает в Москве лишь усмешки. В интервью «Пульсу» член Геральдической комиссии при президенте Республики Молдова Семен Одайник подчеркивает, что «в случае с Приднестровьем это абсурдно ещё и потому, что регион не имеет никакого юридически оформленного отношения к Российской Федерации, то есть не является ее субъектом».

Июнь.
Найден внутренний враг

В официальных СМИ Приднестровья проходит кампания по дискредитации депутатского большинства Верховного Совета. Главной мишенью выбран зампредседателя «ВС ПМР» Анатолий Каминский, чья супруга обвинена фактически в содержании публичного дома в Рыбнице. Каминский подает в суд на телеканал «Первый республиканский». Журналисты пеняют на общественника Владимира Воеводина, который озвучил в эфире скандальную информацию. В итоге суд берет сторону Каминского. На телеканал, Воеводина и журналиста, подготовившего материал, наложены денежные штрафы.

Июль.
"Демарш" Шевчука

Во время очередного пленарного заседания спикер Верховного Совета Евгений Шевчук делает сенсационное заявление о собственной добровольной отставке. Свое решение политик преподносит как знак протеста против «коррупции, семейственности, кумовства», которое как ржавчина разъедают Приднестровье», и призывает всех граждан объединиться, «дабы защитить будущее, где есть правление закона, где сильные справедливы, а слабые защищены». Вакантный пост занимает соратник Шевчука по партии «Обновление» Анатолий Каминский. Сам Евгений Шевчук сохраняет за собой оставшиеся регалии — депутатский мандат, пост председателя «Обновления» и концентрируется на партийной работе.

Август.
"Реванш унионистов"

В Кишиневе приходит к власти правоцентристская коалиция. Больше всего вопросов на левом берегу, впрочем, как и на правом, вызывает фигура нового председателя парламента Михая Гимпу. Приднестровский официоз с удовольствием смакует эту тему. Игорь Смирнов обращает внимание на то, каким яростным румыном был Гимпу в начале 90-х, и сомневается, что с тех пор радикальный политик изменил свои взгляды. Вскоре Гимпу лишь подтвердит слова Смирнова. В интервью «Пульсу» лидер приднестровских коммунистов Олег Хоржан говорит о том, что создание правоцентристской коалиции жителями Приднестровья оценивается негативно. «Нынешний лидер коалиции не скрывает своего унионизма. А это чревато многими проблемами для нашего народа, в том числе это может привести к новой войне на Днестре», — заявляет Хоржан.

Сентябрь.
Министерство сделали крайним

Новые кишиневские власти принимают решение о ликвидации Министерства реинтеграции, которое с 2005 года занималось не только переговорным процессом, но и решало проблемы населенных пунктов, расположенных в зоне безопасности. Ему на замену приходит некое бюро в правительственной канцелярии, которое возглавляет пресс-секретарь АНМ Виктор Осипов. Экс-министр Василий Шова говорит о «непонимании всего масштаба приднестровской проблемы» со стороны правящего альянса.

Октябрь.
Молдавская ГРЭС теряет румынский рынок

Причина проста: румынская промышленность ушла в стагнацию, и спрос на электроэнергию резко упал. Единственным рынком сбыта для левобережных энергетиков остается само Приднестровье и правобережная Молдова. Большая часть мощностей станции простаивает, что грозит ее сотрудникам новой волной увольнений и неоплачиваемых отпусков, а региональному бюджету — недоимками по налогам. Ситуация нормализуется к декабрю, когда российские владельцы ГРЭС и румынские посредники находят взаимовыгодные условия для возобновления поставок.

Ноябрь.
Депутаты наносят Смирнову контрудар

Верховный Совет отклоняет инициативу Смирнова о проведении референдума и принимает постановление о создании согласительной комиссии. Политические аналитики увязывают неожиданную смелость депутатов с резкой критикой Смирнова в стенах Госдумы. В интервью «Пульсу» приднестровский политолог Андрей Сафонов соглашается с этой точкой зрения, но делает важную ремарку: «Депутаты должны понять, что за них Россия не будет делать их работу. Примут у нас новую Конституцию или нет, смертельных ударов по интересам Москвы это не нанесёт. Кто будет драться яростнее, тот и победит. С тем Москва и будет работать».

Декабрь.
Туманные перспективы

Кишинев предлагает разрешить въезд в ЕС приднестровскому руководству сроком на полгода в обмен на возобновление политических переговоров в формате «5+2». Тирасполь расценивает эту инициативу как признание того факта, что сама по себе мера была использована «в качестве политического давления на Приднестровье». Вопрос восстановления территориальной целостности все реже звучит на повестке дня кишиневских властей.

Дмитрий Серов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей