июня 16

Молдовские национал-либералы, которые до сих пор находятся у власти в Республике Молдова, в очередной раз подтвердили, что на цивилизованные переговоры по урегулированию молдо-приднестровского конфликта они не способны. Они не видят необходимости в укреплении мер доверия между берегами Днестра, улучшение жизни населения в РМ и Приднестровской Молдавской Республике тоже не входит в их планы.

Во время встречи лидеров 20 политических партий и движений Молдовы большинство партий правого толка высказалось за прекращение переговоров с Приднестровьем. Они заявили, что диалог Кишинева и Тирасполя по созданию общего государства – "понятие, придуманное российскими дипломатами, которое лишь отсрочивает разрешение конфликта". Вместо переговоров бывший советник молдовского экс-президента Петра Лучинского Анатол Цэрану предложил заблокировать ПМР и ввести против нее политическое и экономическое эмбарго.

"С юридической точки зрения, – заявил Цэрану, – данные мероприятия можно предпринять, если молдовский парламент объявит Приднестровье зоной "бунта", затем необходимо ввести против Тирасполя эмбарго, обратиться за помощью к ОБСЕ, которая должна предоставить Кишиневу все необходимое для восстановления внутреннего порядка в стране, и предложить лидерам Приднестровья уехать из страны в течение месяца".

Никто не спорит, что данный план расправы над Приднестровьем озвучен не одним из первых лиц государства и даже не членом правящего Альянса за европейскую интеграцию, однако человеком, многие годы исповедующим те же национал-шовинистические, унионистские, прозападные взгляды, что и большинство членов партий, входящих в Альянс. До недавнего времени он и был членом одной из них – Альянса "Наша Молдова", а в начале двухтысячных являлся председателем Либеральной партии. Его идеи румынизации Молдовы, отрицания существования молдавской нации, стремление интегрировать страну в ЕС и НАТО сегодня разделяет большинство партий праворадикального толка, в том числе входящие в правящую коалицию. Поэтому вполне возможно, что Цэрану просто первым озвучил то, о чем думает правящая политическая элита Молдовы.

В Приднестровье никогда не сбрасывали со счетов возможность того, что в разрешении молдо-приднестровского вопроса официальный Кишинев пойдет по пути конфронтации и напряженности, как и того, что Молдова может выйти из переговоров, направленных на разрешение конфликта. В 2006 году это уже произошло – Молдова в одностороннем порядке, без объяснения причин, покинула стол переговоров в формате "5+2". Они не возобновлены до сих пор. Хотя многие хотели, чтобы переговоры возобновились хотя бы формально.

Но сегодня речь идет уже о том, что Молдова вообще хочет отказаться от переговоров. И, судя по всему, почва для этого уже готовится. В минувший понедельник врио молдовского президента Михай Гимпу обвинил Россию в том, что она "сохраняет существующий статус-кво региона для удобного момента, чтобы аннексировать, как в 1940 году, Бессарабию". По сути, Гимпу говорит Москве, что Молдова больше не намерена терпеть вмешательства России в ее дела, и обвиняет Москву в том, что она намеренно "замораживает" конфликт. Мало того, он прямо заявляет о том, что конфликт является российско-молдовским. Тем самым Молдова пытается не только вывести Приднестровье из переговоров, как равноправную сторону конфликта, но и придать конфликту статус международного. Кроме того, сделав искусственно Россию стороной конфликта, Кишинев хочет добиться, чтобы ее лишили права осуществлять миротворческую операцию на берегах Днестра.

Еще одним, не менее серьезным заявлением первого лица Молдовского государства, стало резкое осуждение совместного заявления президентов России и Украины по молдо-приднестровскому урегулированию. В частности, Гимпу объявил о том, что "Медведев и Янукович явно превысили свои компетенции. Это наше право – решать быть РМ нейтральной или нет. Я уверен, что если нам поставят условия интегрироваться в ЕС через НАТО, то молдовские граждане примут решение об изменении этого статуса. Но пока войска РФ находятся на нашей территории, мы не можем говорить о нейтральном статусе Молдовы".

Но именно сохранение Молдовой нейтрального статуса является тем ключевым моментом российской политики на молдо-приднестровском направлении, исходя из которого Россия готова способствовать выработке "особого надежно гарантированного статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". Таким образом, Гимпу своим заявлением ставит под сомнение возможность продолжения переговорного процесса на тех условиях, которые предложены Москвой и Киевом. При этом, как мы уже говорили, не исключено, что Молдова может выйти из переговоров вообще и последовать по пути дальнейшей конфронтации, не исключая тех мер воздействия на Приднестровье, которые были предложены Анатолом Цэрану.

То, что Молдова может призвать западные страны ввести политическое и экономическое эмбарго в отношении ПМР, сомневаться не приходится. Многочисленные политические, дипломатические, экономические санкции и блокады Приднестровья – обычная практика молдовских властей. Начатая при помощи Украины в марте 2006 года блокада продолжается до сих пор. Из-за нее Приднестровье по самым приблизительным подсчетам ежегодно теряет порядка 30 миллионов долларов, что для маленькой республики весьма ощутимая потеря. Однако введение эмбарго станет еще более серьезным ударом для экономики Приднестровья, торгующего со многими странами мира.

Впрочем, вряд ли ОБСЕ обрадует перспектива напрямую вмешаться в вооруженный конфликт, к которому призывает Цэрану, говоря о восстановлении внутреннего порядка в стране. То, что рецепт Цэрану приведет к очередному кровопролитию, понимают все. В 1992 году Молдова уже пыталась это сделать, правда, тогда наведение порядка называлось "конституционным". Но от называния суть не меняется. Любая попытка Кишинева "навести порядок" на левом берегу Днестра приведет к новой войне. Готова ли Молдова к подобному развитию событий, или там думают, что достаточно убрать из республики на месяц его руководство, и приднестровцы тут же побегут брататься с теми, кто убивал и насиловал их два десятилетия назад?

Не стоит забывать и о таком важном стабилизирующем факторе, как присутствие на берегах Днестра российского миротворческого контингента. До тех пор, пока здесь находятся российские миротворцы, Молдова не рискнет предпринимать в отношении Приднестровья более жесткие меры давления. Но если Кишиневу все же удастся вытеснить их с берегов Днестра, ситуация может коренным образом измениться. Это в Приднестровье понимают все. Как справедливо отметил сопредседатель Объединенной контрольной комиссии Олег Беляков: "В нынешних условиях, с учетом проведения миротворческой операции с участием России и Украины, повторение вооруженного конфликта невозможно. Но если, как на том настаивает Молдова, будет изменен формат миротворческой операции и произойдет его замена на миссию гражданских наблюдателей, то ситуация может измениться с точностью до наоборот. Зону безопасности, которая сегодня находится под контролем миротворческих сил, уверен, сразу же займут вооруженные силы противоборствующих сторон. Подобную картину можно наблюдать в Нагорном Карабахе, где вооруженные люди до сих пор сидят в окопах. До начала конфликта в 1992 году в Приднестровье уже находились гражданские наблюдатели, которые никак не повлияли на решение Кишинева начать вооруженный конфликт. Этих наблюдателей потом под обстрелом приходилось эвакуировать из зоны конфликта. Поэтому, на мой взгляд, именно миротворческая операция при участии сторон конфликта, а также стран-гарантов России и Украины является тем сдерживающим фактором, который позволяет вот уже 18 лет сохранять мир на берегах Днестра".

Но хочет ли мира Молдова? Судя по заявлениям, раздающимся из Кишинева, все чаще и чаще там говорят о силовом разрешении конфликта, что, в свою очередь, не может не тревожить население Приднестровья. Единственное, что вселяет уверенность в том, что нового конфликта на берегах Днестра удастся избежать, – согласованная позиция стран-гарантов России и Украины, однозначно заявивших о том, что решение молдо-приднестровской проблемы должно быть достигнуто исключительно мирными политическими средствами, путем равноправного диалога сторон конфликта. Хочет того Молдова или нет, но с этим мнением ей придется считаться.

А. Галин

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей