Авг 02

Януковичу сейчас Приднестровье нужно, прежде всего, как дополнительный козырь в не очень простых молдо-украинских отношениях. Постоянно можно вспомнить о украинской диаспоре проживающей в непосредственной близости от государственной границы Украины, о своей роли в бесконечном миротворческом и особенно переговорном процессе и т.д. и т.п.

После совместной майской декларации российского и украинского президента прошло уже достаточно времени, чтобы убрать наносное, обозначив то, что было явно, но не было желаемо быть увиденным большинством комментаторов и экспертов.

Начнём с того, что любые межгосударственные взаимоотношения, особенно между то дружескими, то внезапно настороженными друг к другу России и Украины – прежде всего, предмет соглашения и торга. Приднестровье, априори – предмет торга, поэтому, не нужно было быть пророком, чтобы предположить, что совместная декларация не руководство к действию, а всего лишь обозначение своей роли обоими сторонами в конфликте на Днестре. Декларация, как известно, таковой и вышла. И Украина и Россия в один голос говорят о территориальной целостности РМ. Однако, заметим, - что это из области традиционной дипломатии. Помнится, что Российская Федерация подтверждала неоднократно территориальную целостность Грузии…

Но, не будем отвлекаться, немного истории. 19 января 1996 года Президент Украины совместно с президентами России и Молдовы подписали в Москве совместное Заявление о скорейшем политическом урегулировании Приднестровского конфликта. Заявление акцентировало внимание на решении главного вопроса урегулирования - определении статуса Приднестровья в границах Республики Молдова. В Заявлении президенты Украины и России официально подтвердили готовность своих государств быть гарантами такого статуса. Вам не кажется, что совместное заявление глав Украины и России, что-то напоминает? Кажется, об этом уже и говорили и договаривались. Кстати, позже согласованные положения, изложенные в ранее названных документах, вошли в Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанный президентами Молдовы и Приднестровья, а также представителями стран-гарантов в присутствии миссии ОБСЕ 8 мая 1997 года в Москве.

Указанный Меморандум стал базовым документом для разработки Соглашения о распределении компетенции и делегировании полномочий между Республикой Молдова и Приднестровьем. Однако камнем преткновения в разработке этого документа стала различная трактовка сторонами понятия "общее государство". Молдавская сторона, понятное дело, идеальной моделью такого государства видит унитарное государство с предоставлением автономии Приднестровью по аналогии с той, которая уже предоставлена Гагаузии. Приднестровская сторона усматривала в "общем государстве" конфедерацию, которая в свою очередь могла бы стать промежуточным этапом на пути к приобретению полной государственной независимости от Молдовы.

Вследствие таких крайних позиций, политический диалог между двумя сторонами был утрачен. Возобновлению переговорного процесса способствовала инициатива Президента Украины Л. Кучмы о проведении встречи на высшем уровне по вопросам урегулирования Приднестровского конфликта, которая состоялась 20 марта 1998 года в г. Одессе. В итоговом документе встречи акцентировалось внимание сторон на разделении полномочий и компетенции, а также необходимости принятия совместных мер по созданию общего экономического и политико-правового пространства. Однако из всех положений этого документа были реализованы только договоренности, относящиеся к реорганизации зоны безопасности.

Новым прорывом в деле урегулирования приднестровского конфликта должен был стать проект Соглашения о всеобщем поэтапном урегулировании отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Однако такой проект не нашел поддержки со стороны делегации и руководства Приднестровья. Стороны еще раз продемонстрировали свою неспособность прийти к взаимоприемлемому соглашению об определении статуса Приднестровья и окончательном урегулировании конфликта.

Определенным прогрессом в деле урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем можно считать встречу в Киеве 16 июня 1999 года, в ходе которой стороны пришли к соглашению, что они будут строить свои отношения на принципах общих границ, экономического, социального, правового и оборонного пространства. Однако после встречи стороны так и не смогли продвинуться в деле практической реализации этих согласованных положений. То есть, если рассматривать историю переговорного процесса в нём постоянно, достаточно активно проявляет себя украинская сторона.

Вернемся к декларации «Медведев-Янукович». В этом совместном заявлении говорится, что «Российская Федерация и Украина подчеркивают важную стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и выступают за конструктивное взаимодействие всех входящих в нее компонентов. Страны-гаранты отмечают, что в Московском заявлении от 18 марта 2009г. стороны высказались за трансформацию нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования, и подтверждают принципиальную готовность принять в этом активное участие. Российская Федерация и Украина намерены в контакте с международными партнерами содействовать созданию надлежащих условий для возобновления работы «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» с участием политических представителей Республики Молдова и Приднестровья, посредников от Российской Федерации, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки».

Позже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров принявший участие в министерской встрече "Веймарского треугольника" (Франция-Польша-Германия) высказывался, что, цитируем, "Мы по-прежнему исходим из того, что присутствие миротворцев ЕС в Приднестровье было бы полезным вариантом в контексте достижении договоренностей по урегулированию конфликта между Кишиневом и Тирасполем... Что касается участия представителей ЕС в миротворческой миссии в Приднестровье, то, если бы в 2003 году ЕС не сорвал подписание меморандума (Козака), то, я думаю, что уже представители Евросоюза вместе с российскими представителями работали бы в миротворческой миссии в Приднестровье".

А теперь – о миротворцах. И Украина и Россия принимают непосредственное участие в этом процессе. Украина, правда, в меньшей степени. В своё время, заметим, именно Приднестровье настаивало на том, чтобы украинская сторона в миротворческой операции принимала более активное участие. Но украинская сторона ограничивается наблюдательным статусом в миротворческом процессе. Мир в зоне конфликта поддерживают совместные миротворческие силы, которые состоят из 402 российских военнослужащих, 492 - приднестровских, 355 - молдавских и десяти военных наблюдателей от Украины.

Ну и теперь, о тираспольских ожиданиях. Конечно, в высших эшелонах тираспольской власти ждали развязки последних украинских президентских выборов. И конечно, с большой надеждой на то, что Виктора Андреевича сменит Виктор Федорович. Почему так? Дело в том, что у приднестровской власти опыт взаимоотношений с Януковичем гораздо более позитивный, нежели с его тезкой, занимавшим до него президентский пост.

Даже когда на Украине было политически горячо – 2004 год – позиция Януковича по отношению к непризнанному соседу на границе с самой большой областью Украины была более чем лояльна. Вспомним, что после очередного неудачного кишиневского «броска на восток» (имеются в виду события после 1 августа 2004 года, когда Кишинев приостановил выдачу сертификатов о происхождении товаров всем приднестровским предприятиям и прекратил таможенное обеспечение товаров экономических агентов региона.) Приднестровье, как ни странно, на время, укрепило свои позиции.

«В лице нынешней тираспольской администрации Кишинев больше не видит равноправную сторону политического урегулирования приднестровского конфликта», – заявлял тогда президент Владимир Воронин на сессии парламента. Приднестровские власти не остались в долгу и, после того как в непризнанную республику перестали поступать грузы, попросту блокировали бетонными блоками все железнодорожные пути, ведущие в Молдавию, и выставили рядом с этими блоками вооруженную охрану.

Тогда позиция официального Кишинева была безоговорочно поддержана Евросоюзом. Более того, в Брюсселе даже заговорили о введении в отношении Приднестровья новых санкций в дополнение к уже существующим. Однако самое печальное для Тирасполя, что к этому режиму присоединилась и Украина. Официальный Киев потребовал от приднестровских властей согласиться с требованиями молдавской стороны. По требованию Кишинева Украина блокировала поставки металлолома для приднестровского ЗАО «Молдавский металлургический завод» в городе Рыбница и задержала отправку в адрес металлургического завода 50 железнодорожных вагонов с металлоломом. Администрация ММЗ заявила, что в ближайшее время у предприятия могут возникнуть серьезные проблемы с сырьем

Однако прошло три дня и премьер-министр Украины Виктор Янукович, в «связи с обострившимися отношениями между Кишиневом и Тирасполем», направляет письмо главе молдавского правительства Василию Тарлеву. В письме он прямо указывал, что решение молдавского правительства о приостановлении таможенного оформления грузов приднестровских предпринимателей усложнит выполнение протокола между Государственной таможенной службой Украины и Департаментом таможенного контроля Молдавии о взаимном признании товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов и таможенного обеспечения, а также соблюдении режима государственной границы.

"Нагромождение в пунктах пропуска значительного количества транспортных средств, срыв графиков их движения через приднестровский участок украинско-молдавской границы приведет к непредвиденным социально-экономическим последствиям».

В письме отмечалось, что Украину не может не беспокоить судьба более 200 тысяч этнических украинцев и десятков тысяч граждан Украины, которые проживают в Приднестровье. Янукович высказал сожаления в связи с тем, что молдавская сторона принимала решение, которое может негативно повлиять на переговорный процесс, без консультаций с Украиной, являющейся посредником в приднестровском урегулировании. Он высказал надежду, что руководство Молдавии с пониманием отнесется к стремлению украинской стороны обеспечить стабильность на этом участке украинско-молдавской границы и не допустит нагнетания обстановки.

Заявление Виктора Януковича в этот же день было подкреплено конкретными действиями. Нынешний премьер-министр Украины, а тогда министр финансов Николай Азаров, на пресс-конференции в Киеве сообщил журналистам, что предпринятые руководством Украины меры позволят нейтрализовать ситуацию на украинско-молдавской границе. Со стороны таможни никаких ограничений в связи с обострением ситуации между Кишиневом и Тирасполем нет. "Что касается таможенного оформления, принято решение впускать и выпускать грузы без задержек как из Приднестровья, даже без наличия отметок молдавской стороны, так и с украинской стороны". Приднестровские товары должны были уходить покупателям с маркой «Сделано в Приднестровье».

Почему так жестко Украина вступилась за приднестровские товары? Опять же, все было с точки зрения экономического интереса. К тому времени, АО ММЗ, контрольный акций пакет которого большей принадлежал достаточно продолжительный отрезок времени российскому холдингу «ИТЕРА» был благополучно продан австрийско-украинскому предприятию, в члены правления входили люди весьма близко стоящие у кормила украинской власти. А ущемление экономических интересов – обычно не приветствуется. Кроме того, достаточно зайти в любой продуктовый магазин в Приднестровье, чтобы увидеть насколько много там украинской продукции. А это тоже экономика. Ну и добавим к этому списку экономической выгоды также «завязки» на одесский и ильичевский порты.

Другое дело, что после, когда ситуация на Украине накалилась, началась осенняя предвыборная компания, выборы, Майдан, - Украине стало, по большому счёту не до Приднестровья. Пришедшая к власти оранжевая коалиция, конечно же, стала проводить по отношению к Приднестровью, явно не ту политику, которую проводил Янукович. Да и, к слову сказать, ММЗ опять попал в российские руки, контрольный пакет предприятия приобрели структуры Алишера Усманов.

Ясно, что в зависимости от избранного Украиной курса изменилась и её позиция по отношению к урегулированию Приднестровского конфликта. При сохранении нейтралитета или ориентации на европейскую интеграцию Украина могла бы способствовать скорейшему урегулированию Приднестровского конфликта и сохранению территориальной целостности Республики Молдова. Но единства «прооранжевой» власти на Украине не было. Да и не дало бы это нужного количество бонусов и дивидендов в европейских глазах дл Украины.

Однако, Янукович, придя к власти, не стал резко разворачивать украинский фарватер к Тирасполю. Что было, то было. Но нынче экономический интерес Украины не настолько велик в Приднестровском регионе. Да, понятно, что послабления для Приднестровья некоторые будут, и не будет жесткой риторики в том же направлении, как это было при «оранжевых». Но Януковичу сейчас Приднестровье нужно, прежде всего, как дополнительный козырь в не очень простых молдо-украинских отношениях. Постоянно можно вспомнить о украинской диаспоре проживающей в непосредственной близости от государственной границы Украины, о своей роли в бесконечном миротворческом и особенно переговорном процессе и т.д. и т.п.
Станет ли только от таких рокировок лучше жить обычному человеку?

Максим Кузовлев

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей