Авг 28

Известный российский публицист, философ, экс-советник Горбачева, посетил по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3» Кишинев и ответил на вопросы журналистов.

- Вы говорили о том, что субъекты РФ, получившие независимость, сейчас жалеют о своей свободе. Как вы считаете, применим ли такой сценарий в Молдове, где как минимум два региона — Приднестровье и Гагаузия открыто заявляют о том, что хотят автономной жизни?

- Сохранить единство Молдовы в рамках советской границы можно только тогда, когда Молдова останется там, где появилась. Это часть русского мира. Улицы Николаева, Кишинева, Ставрополя и Одессы очень похожи: одни и те же постройки, жизнь, нравы. А что касается сценария - это проблема выбора народа. Если вы цените свою особенность, историю, то и внешнюю политику, и этническую нужно проводить соответственно. Но с другой стороны, есть проблема — многонациональная страна, где живут люди с различными точками зрения. И если Молдова в конце концов окажется в Румынии, стоит отдавать себе отчет, что молдаване там будут людьми другого сорта. И как минимум три поколения молдаван будут потеряны. А если проводить политику, которую проводит ваш Гимпу, который заявил на днях, что в начале 90-х можно было бы обменять Приднестровье на Северную Буковину, то такой сценарий может быть вполне реален. Это ведь безумное заявление для политика. Я не знаю, как люди за него голосовали. Если бы я был молдаванином, я бы его выгнал вообще из власти. Он этим заявлением признал, что Приднестровье — это иной мир. Как можно такие заявления делать?

- У его партии из четырех, входящих в Альянс «За Европейскую интеграцию», самый низкий рейтинг...

- Неудивительно. Как можно такого политика ставить к власти? Все говорят, что Приднестровье — это неотъемлемая часть, Молдова должна решить приднестровский вопрос в рамках единого государства, и так далее и все в таком же духе, а он вдруг заявляет, что Приднестровье — это что-то чужое... Только вопрос - с кем обмениваться и кому отдать... Этим он вызвал шквал недовольства в той же Украине: пресса буквально гудела. Налицо в Молдове проблема выбора: или следовать геополитическим реалиям и сохранять Молдову как особый мир, как часть советского наследства, или идти на поклон к румынам.

- А, на ваш взгляд, как нам выгоднее? Пойти в Европу, получить румынский паспорт?

- Я не думаю, что румынский паспорт вам много даст. Конечно, Румыния — страна европейская и права будет ваши защищать Европа, но самосознание-то останется. И лет двести, получается, пройдут впустую, будут потрачена на то, что доказать румынам, что в вас течет их кровь. Если народу не нужно государство, если народ готов отдать государство во имя паспорта, значит он этого достоин. В чем разговор? Забудьте тогда про Приднестровье. Там люди не хотят объединения с Румынией. И правы. Я на их стороне.

- А почему Россия бездействует? У нас скоро референдум, выборы, а четкой позиции и ставленника нет до сих пор...

- Ощущение того, что у России нет сознательного выбора относительно Молдовы, оно есть, поэтому-то и ставок на определенных людей нет.

- Россия ошибиться боится?...

- Конечно, боится. Это понятно. Ведь в конце концов судьба Молдовы зависит не от Кремля, а от народа. Все должно быть корректно. Если есть люди, которые мечтают об интеграции Румынии, то, пожалуйста, - интегрируйтесь! Скоро будет референдум, понятно, что народ проголосует за избрание президента. Это очень выгодный популистский шаг. А вот посмотрите: начнется избирательная кампания - народ начнет больше проявлять самосознания, трезвости и в конце концов выберет более адекватного политика.

- Кстати, может в политике дело? Раз Россия ни на кого не ставит?

- Отчасти это так. В Кишиневе они заявляют одно, в Румынии — другое, в Москве — третье. Тут молдаване думку начинают думать — как же так, а Россия подавно. Увы, в Молдове нынешнюю Россию отождествляют с советским режимом, а на самом деле это не так: Медведев, и Путин осудили пакт Молотова-Риббентропа. Медведев прекрасно в своем блоге осудил коммунистический тоталитарный режим, который в результате привел к гибели миллионов людей. Ну что вам еще надо? Эта молдавская привычка — придумывать себе врага ни к чему хорошему не приведет.

- На ваш взгляд, какова будет судьба Приднестровья? На днях впервые кишиневский руководитель — премьер-министр Филат попал на футбольный матч. Одел футболку, джинсы и поехал смотреть футбол. Как считаете — искренне все это?

- Если нависнет угроза объединения с Румынией, и в тоже время приднестровцам предоставят гарантии сохранения идентификации, они будут готовы пойти на диалог. Откуда ж возникло Приднестровье? Что мы не помним: это продукт Снегура, который объявил об объединении с Румынией. Приднестровцам это не понравилось, они вышли на защиту своей идентификации и я их понимаю. Это часть русского мира, которую они пытаются сохранить. И будут это делать дальше. Такой и будет судьба этого региона.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей