Сен 09

В конце августа на тираспольском стадионе "Шериф" произошло неординарное событие. Впервые за семь лет на подобном мероприятии присутствовали высшие должностные лица Республики Молдова. В частности за футбольным матчем с участием чемпиона Молдавии наблюдали премьер-министр РМ Владимир Филат и вице-премьер по вопросам реинтеграции Виктор Осипов. И уж что самое удивительное - означенные господа удостоились чести общаться с самим президентом ПМР Игорем Смирновым. Журналисты немедленно окрестили эту беседу "неформальным раундом переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию".

Чем же примечательна эта встреча "неформалов"? Ну, начнем с того, что молдавских чиновников высшего ранга в Приднестровье не пускали с далекого 2003 года. Это преподносилось как ответ на запрет ЕС на въезд в Европу приднестровских функционеров. Экс-президента Молдавии Владимира Воронина в связи с этим неоднократно разворачивали на приднестровской границе. Так, например, в том же 2003 году Воронин, по аналогии с нынешней ситуацией, хотел посетить футбольный матч Молдавия-Голландия, проходивший в Тирасполе. Приехать он собирался вместе с тогдашним премьер-министром Нидерландов Яапом де Хооп Схеффером. Но приднестровские пограничники отказалась пропустить молдавского президента. А голландский премьер вынужден был отказаться от поездки в знак солидарности со своим молдавским коллегой.

В роли персоны нон-грата в ПМР успел побывать и сам Владимир Филат. И связан был тот инцидент тоже с футболом! 2 декабря прошлого года главу правительства РМ не пустили на матч "Шерифа" против румынской "Стяуы". Непонятно, правда, за кого хотел болеть Филат в том поединке, но факт остается фактом - в Тирасполь он не попал. И вот, хоть и со второго раза, премьеру Молдавии все же удалось добраться до вожделенного стадиона. Почему же руководители Приднестровья сейчас не стали препятствовать визиту этого страстного любителя футбола? Филат ведь - не частное лицо, а премьер государства, которое нам все время представляют, как источник угрозы для ПМР!

Пресс-службы приднестровских ведомств хранят гробовое молчание по этому поводу, а вот в молдавском правительстве сообщили, что это стало возможно благодаря договоренности, достигнутой в ходе телефонного разговора между Владимиром Филатом и Игорем Смирновым. Тут сразу возникает вопрос к нашему президенту: чем ему так приглянулся молдавский премьер, которому оказана подобная честь? Неужели нынешний глава молдавского правительства более лояльно относится к нашей республике, чем его предшественники, и хорошие отношения с ним могут способствовать разрешению конфликта на Днестре с учетом интересов приднестровцев? Что-то мало верится... Филат неоднократно демонстрировал свою "лояльность" к нам и недвусмысленными высказываниями, и действиями. Так, по мнению новоиспеченного друга Смирнова, "Россия должна уважать права Молдавии, настояв на выводе российских войск из Приднестровья".
"Молдавия является независимым, суверенным и - что очень важно - унитарным государством, и это закреплено в нашей Конституции. Российская Федерация признала этот статус Молдавии и должна уважать ее права. Это означает, что Российская Федерация должна вывести оттуда свои войска и не должна участвовать в деле сохранения сепаратистского режима в Приднестровье", - заявлял молдавский премьер в средствах массовой информации.

Таким образом, версию о Филате, как о большом друге приднестровцев, приходится похоронить. Но тогда становится еще более непонятным расположение президента ПМР к нему. В отсутствие разъяснений со стороны пресс-службы Смирнова, в голову начинают закрадываться крамольные мысли. Вспоминается, например, не самое кристально чистое прошлое молдавского премьера. Так, в 1998-1999 годах Филат оказался в центре ряда скандалов, связанных с его государственной и коммерческой деятельностью. Особую известность приобрело дело, связанное с контрабандой сигарет фирмой Филата: 12 сентября 1998 года румынская полиция задержала четыре грузовика с контрабандными сигаретами. Уголовное дело по факту контрабанды было передано в Бухарестский трибунал. Утверждалось, что Филат для ввоза контрабандных сигарет создал преступную сеть, связанную с государственными органами Румынии и Молдавии. Тем не менее, дело было закрыто, предположительно, в связи с назначением Филата на пост министра.

Скандалы, связанные с контрабандой сигарет в Молдавии, вспыхнули с новой силой в последний год, аккурат с момента смены власти в стране, в результате которой Филат стал премьер-министром. При этом весьма показателен тот факт, что главой таможенной службы Молдавии является Тудор Балицкий - не просто ставленник Владимира Филата, а еще и бывший управляющий в его фирме. И тут выстраиваются прямые параллели с ситуацией в ПМР, где таможней заведует никто иной, как сын нашего бессменного президента - Владимир Смирнов. И уж совсем невероятное совпадение - в Приднестровье в последнее время тоже происходят странные вещи с сигаретами. Вот уже три месяца, как в торговых точках республики вместо табачных изделий известных производителей продается сомнительного качества суррогат, изготовляемый в ПМР, по слухам, одной всем известной фирмой.

Все эти факты заставляют задуматься: а насколько случаен выбор Смирновым Филата в качестве собеседника во время просмотра футбольного матча? Быть может, эта встреча планировалась, как повод для начала далеко идущей взаимовыгодной дружбы? - подводит итог издание.

Попытки Игоря Смирнова "наладить мосты" с Москвой и Киевом в последнее время терпят неудачу, пишет "Человек и его права". Несменяемому президенту ПМР просто нечего предложить ни одной из сторон. Поездки в Москву и в Киев, встречи, поиск возможной поддержки - все, увы, не приносит результатов. Политический тупик, в котором находится Приднестровье, принял окончательные, и вполне безнадежные очертания. И Россия, и Украина однозначно отвергают любую форму признания ПМР. Все шансы упущены. Двадцатилетняя борьба за независимость ПМР завершилась поражением. Это, разумеется, обидно. Этого очень не хочется признавать. Но упрямое непризнание фактов не изменит наше положение к лучшему. Напротив, оно лишь еще дальше загонит нас в тупик, в котором мы пребываем и сегодня. Можно быть каким угодно убежденным сторонником приднестровской независимости, но практические шаги необходимо привязывать к реальной ситуации.

Сегодня ситуация позволяет нам действовать в одном из двух направлений. Можно оставаться в прежнем, подвешенном состоянии. Это означает дальнейшую экономическую деградацию нашего региона, дальнейший отток населения, дальнейший застой и полное отсутствие любых перспектив. Но это сохраняет в целости все контрабандно-нелегальные схемы, обогащающие чиновников по обе стороны приднестровского участка украино-молдавской границы. Приднестровье при этом остается изрядной головной болью и для России, и для Украины (о Молдавии сейчас говорить не будем). Но поскольку и Россия, и Украина понимают, что предоставленное самому себе Приднестровье рухнет в состояние гуманитарной катастрофы, а это чревато осложнениями, не нужными ни одной из сторон, то совсем без поддержки нас не оставят. Иными словами, умереть не дадут - но и жизнью это не назовешь.

Второй путь - поиск компромисса с Молдавией. Возможно - через посредников. Торг о нашем статусе, торг о правах граждан России и Украины, проживающих в Приднестровье, торг о признании "внутримолдавского" гражданства ПМР. Это тоже трудно. Но это открывает хоть какие-то перспективы. Прежде всего, в плане выхода из экономического тупика. Правда, при этом ломаются контрабандные схемы. Неизбежной становится и смена первых лиц - просто потому, что старые лица тащат за собой неизбежный шлейф стереотипов, былых заявлений, потому что они неизбежно связаны в сознании другой стороны с переговорным тупиком.

Уход с поста председателя партии "Обновление" Евгения Шевчука, по сути, и является заявкой партии на смену курса. На переход к реальным, хотя и сложным переговорам. На отказ от того, что, возможно, было бы и удачным решением затянувшегося кризиса - но, увы, не реализовалось. Однако до тех пор, пока Игорь Смирнов остается несменяемым президентом, никакой новый поворот, никакая смена курса на более реалистичный невозможна. Потому что, несмотря на все заверения президентского окружения в том, что наш президент продолжает оставаться успешным переговорщиком, его уже не воспринимают ни в Москве, ни в Киеве.

Последний звонок такого рода недавно прозвенел из Киева, который приднестровский президент посетил в надежде наладить отношения с новой украинской властью. Увы, его поездка не принесла ожидаемых результатов. "Наша исходная позиция в том, что мы не признаем никакого суверенного статуса Приднестровья. Это было подтверждено в заявлении президентов Украины и России, - заявил, комментируя итоги поездки Смирнова, член комитета Верховной рады по иностранным делам, депутат Леонид Кожара из Партии регионов. - Мы выступаем за честные выборы в Приднестровье. И понимаем, какие там реалии. На сегодняшний день реальной альтернативы Смирнову нет. Но здесь не нужно преувеличивать роль отдельных личностей, тем более, на территориях, которые являются непризнанными международным сообществом. И ключ решения этого конфликта в хороших отношениях Украины и России. Чем лучше наши отношения с Москвой будут, тем будет быстрее решен конфликт в этом регионе".

В общем, все понимают, что в принципе Игорь Николаевич может просидеть на своем посту несменяемого президента непризнанного государства еще очень долго. В принципе - до своей физической кончины. И все очень надеются, что он все-таки уйдет. Потому что вечный приднестровский тупик всех уже достал, подводит итог издание.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей