Окт 29

Молдавский металлургический завод В последнее время в республике всё чаще раздаются голоса (в основном, депутатские), что надо-де вернуть на ныне простаивающий ММЗ российского инвестора, и не просто какого-нибудь любого инвестора, а конкретного. А именно – российского миллиардера Алишера Усманова, в собственности которого ранее и находился ММЗ.

Напомним, «затащить» российского магната к нам удалось в ходе большой приднестровской приватизации в 2006 году, как говорили тогда в кулуарах — после долгих консультаций наших функционеров с Москвой. К середине 2000-х Молдавский металлургический работал на полную мощность, являлся крупнейшим градообразующим предприятием республики и реально был лакомым кусочком для любого инвестора, и Усманов, который активно расширял свою бизнес-империю, не устоял перед соблазном, не взирая на риски работы в нашем проблемном непризнанном краю. Поначалу дело шло неплохо – завод бесперебойно работал, в госбюджет перечислялись миллионы рублей, заработанных самим заводом, акционеры получали прибыль. А затем грянул мировой экономический кризис 2008 года, больно ударивший и по металлургии, упал спрос на продукцию чёрной металлургии, выросли цены на лом. ММЗ начал испытывать серьезные проблемы с закупкой сырья и сбытом продукции, значительно – в 3 раза – уменьшились объёмы производства, в работе предприятия появились сбои, а порой оно и вовсе простаивало, начали расти долги перед партнёрами, работниками, коммунальщиками. Завод стал убыточным, что, конечно, не устраивало одного из богатейших бизнесменов мира, привыкшего зарабатывать, а не тратить.

В 2013 году собственник — компания «Металлоинвест», принадлежащая Усманову — обратился к руководству республики с просьбой предоставить заводу господдержку, пересмотреть тарифную политику. Просьба инвестора была выполнена – мы ведь понимали, что значит ММЗ для республики, Рыбницы.

Завод возобновил работу, пошли бодрые рапорты о выплавке стали, но… Но этого оказалось недостаточно для стабильной работы предприятия, более того, вернуться к прежним объёмам производства так и не удалось. В конце 2014 года собственник всё же принял решение уйти из республики, что и сделал в январе 2015-го, думается, без особых сожалений: только за тот первый месяц года убытки ММЗ составили 4 млн. долл., кроме того, сохранялись крупные долги за предыдущие годы. Например, долг за лом, который поставлялся на завод и за который ММЗ не рассчитывался с 2013 года… При этом собственник ММЗ предложил государству – либо оно берет завод обратно, либо «хозяин» вешает на ворота ММЗ замок и вывозит с завода все оборудование. У нас были варианты? Или все-таки надо было замок на ворота? Так завод вернулся в госсобственность, дальнейшая его судьба – отдельный разговор, сейчас же хочется остановиться на уходе собственника.

Критики действующей власти называют главной причиной отказа Усманова от ММЗ высокие тарифы на энергоносители, установленные нашим правительством для предприятий, и большую налоговую нагрузку. И горестно заламывают руки: «Ах, плохиши, намеренно выдавили такого денежного инвестора! Ах, взвалили на себя непомерную ношу, ведь содержать такой завод государству не по карману! Ах, ухудшили и без того плачевное состояние госбюджета!».

Но, на минуточку, инвестор ММЗ никогда не работал по реальным ценам на газ, ММЗ всегда предоставлялась господдержка. Он всегда был «немножко привилегированнее», чем все остальные. Такими тарифами Усманова не выдавишь, да и как можно выдавить Усманова, человека, у которого личное состояние равняется нескольким ВВП всей нашей республики. Кто мы, а кто Усманов, он нас тут всех, при желании, мог с потрохами купить…

Конечно, истинные причины ухода из ПМР Усманова нам неведомы (о них знает только сам Усманов), мы можем лишь предположить, что ММЗ для магната был просто головной болью, которую ему надоело терпеть, этаким «социальным проектом». Вечные проблемы: то невозможно ввезти сырьё, то невозможно вывезти готовую продукцию, то «приколы» с железной дорогой, то иные блокадные подножки Приднестровью от соседей, вечные междуусобные внутриполитические игры, от которых страдают и промышленные предприятия… Плюс, конечно, убытки, долги, отсутствие дохода, а какому бизнесмену это надо? Невыгодно – до свидания. К тому же, владение нашим металлургическим заводом погоду в усмановской бизнес-империи не делало – слишком мелкие мы для этого. По сути, мы были не ценным приобретением, а ярмом для российского миллиардера. Кстати, в ответ на бесконечные обвинения депутатского корпуса в вытеснении россиян с приднестровского рынка, правительство ПМР направило письмо в адрес металлургического холдинга «Металлоинвест» с просьбой прокомментировать причины ухода российской компании из Приднестровья.

Последние новости об Усманове показывают, что, возможно, такое его отношение к собственности на постсовестком пространстве имеет и другие причины, и это не вынужденный отказ от бизнеса, а уже тенденция: по данным авторитетного экономического журнала Forbes, в настоящее время Усманов предпочитает заниматься не бизнесом, а филантропией. Кстати, ещё в 2012 году миллиардер в беседе с Forbes признавался, что через пять лет планирует отойти от бизнеса и сосредоточиться на благотворительных проектах.

Пресс-служба холдинга USM, основанного Усмановым, заявила, что Усманов перестал быть налоговым резидентом России. Согласно налоговому законодательству, налогообложение доходов физлиц не зависит от их гражданства: резидентами в календарном году признаются лица, которые в течение этого года находились в России не менее 183 дней. По словам представителя USM, в настоящее время Алишер Усманов не занимается операционной деятельностью и сконцентрировался на спортивной, благотворительной и филантропической деятельности, в частности, он является президентом Международной федерации фехтования и членом Комиссии МОК по развитию Олимпийского телевизионного канала.

«В силу этого, а также по медицинским причинам в 2015 году он не провел в России требуемых по Налоговому кодексу РФ 183 дней для подтверждения статуса налогового резидента России. Офисы Международной федерации фехтования и ее президента находятся в Лозанне и Монако. На бизнесе и структурах холдинга USM это не отражается, за исключением, естественно, активного участия г-на Усманова, основоположника холдинга, в указанных выше проектах», – сообщила пресс-служба холдинга USM.

Итак, Усманов отходит от дел – не с этим ли связан его исход и из Приднестровья? А мы продолжаем по-прежнему кричать, верните нам Усманова, давать рецепты спасения ММЗ опять же в виде возвращения Усманова, как мантру повторять – Усманов, Усманов, Усманов. И неважно, что там думает и желает Алишер Усманов. Или главное, чтобы был лишний повод кинуть камень в огород правительства?

Дарья Евтушенко, газета "Профсоюзные вести"

Отзывов (4) на «Верните Усманова»

  1. Аноним пишет:

    Xaxaxa

  2. Аноним пишет:

    скока слов много Дарья Евтушенко… только что то ни одного умного …впрочем от команды ЕВШ другого ждать не приходится…

  3. Сергей пишет:

    Дарья, поднятие на семьдесят процентов цены на газ, который, кстати, тебе не принадлежит, это самое идиотское решение которое могло только быть и говорить здесь не о чем. Я не слышал чтобы кто-то кричал верните Усманова, может это кто-то делает с Вами в индивидуальном порядке, но тогда это Ваши проблемы. Вернуть Усманова невозможно и это не связано с отходом его от дел. Где по времени отход и где ММЗ? Вы хотя бы время сопоставить можете? Обосралось (пардон, за мой французский) Ваше “красивое правительство” по полной в этом случае, так хотя бы не крякали сейчас. Рейдернули завод, через него набрали у арабов долгов, которые сейчас в силу принадлежности легли на республику, положили производство,а теперь жаждете продолжения.У меня вопрос: Вы за республику или против?

  4. Steel пишет:

    Сергей, она за кормушку и деньги евша, на остальное ей плевать…только при евше такие “профессионалы” могут быть журналистами…ведь притягивать за уши в госсми так нелепо умеют только евшовцы

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей