мая 14

Бизнес Признаюсь, я не слышал об объявлении нашим правительством курса на привлечение иностранных инвестиций. И то, что об этом вообще мало кто слышал, симптоматично. Правительство придает мало значения пиару. А между тем инвесторов надо привлекать. Привлекать настолько активно, чтобы об этом знали все.

Когда речь заходит об инвестициях, об иностранных инвесторах, инвестиционном климате и прочих подобных вещах, у всех – и у обывателей, и у предпринимателей – эти разговоры навевают унылую тоску. Потому что до сих пор разговоры об инвестициях – это были либо пожелания, либо мечты, либо просто набор фраз в русле следования общемировому модному тренду привлечения инвестиций. Так говорят правительства любой страны.

Действительно, глупо будет выглядеть правительство, которое не заявит о необходимости привлекать деньги. Вот и одним из предвыборных обещаний Путина (будучи премьером) стало обещание радикально улучшить деловой климат и поднять Россию со 120-го на 20-е место в мире (в рейтинге Doing Business, оценивающем деловой и инвестиционный климат в стране).

Почему же так унылы предприниматели, когда слышат об иностранных инвестициях? Во-первых, народ привык не верить обещаниям власти. Во-вторых, есть понимание, что курс на изменение инвестиционного климата является темой, находящейся в исключительном ведении президента, а не правительства. Объявление настоящего курса на привлечение настоящих инвестиций должно стать «бомбой». Такое объявление взбудоражит всех, поскольку это будет объявление о полномасштабных, грандиозных и радикальных реформах. И этот курс потребует проявления сильной политической воли. А таковая есть только у президента.

Давайте вместе рассмотрим основные факторы инвестиционной привлекательности и их краткие характеристики:

1. политическая стабильность, отсутствие рисков, связанных с политической ситуацией;

2. налоговая система: стабильность, понятность, простота, привлекательность;

3. оформление документов (открытие и ведение бизнеса, строительство, лицензии, оформление прав собственности, залогов и пр.): простота и скорость;

4. финансовая система и валютное регулирование: стабильность, предсказуемость;

5. судебная система: готовность защищать интересы бизнеса, независимость судов, гарантирование соблюдений прав инвесторов;

6. трудовое законодательство: гибкость, низкие обязательства по несению социального бремени;

7. таможенное регулирование: простота, понятность, скорость оформления, стабильность порядка прохождения грузов через границу, а также низкие ставки таможенных пошлин и оплаты процедур;

8. трудовые ресурсы: образованность, профессионализм, работоспособность, молодость;

9. доступность сетей (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и пр.): простота, дешевизна, альтернативность;

10. инфраструктура: качественные автомобильные дороги, полноценная работа железной дороги, наличие специализированных складов, площадок, развитость рынка консалтинговых услуг.

На этом перечень факторов привлекательности не исчерпывается, однако уже здесь можно остановиться и понять, какие должны быть проведены реформы и о чем должен говорить глава республики. Он должен признать, что по каждому из указанных выше пунктов ситуация в Приднестровье хуже, чем в любой другой стране. Мы проигрываем битву за инвесторов, мы не можем предложить для инвестора условия лучше, чем в Румынии, в Молдове, Украине.

Очевидно, что никакого курса на привлечение иностранных инвестиций нет. Более того, многие шаги правительства заставляют инвесторов задуматься о вложениях в приднестровскую экономику. Например, речь идет об инициировании внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность в течение года ухудшать положение налогоплательщика, о введении так называемого оффшорного сбора, о начавшихся жестких проверках налогоплательщиков, о намерении «дисциплинировать бизнес», о придании больших полномочий новым контрольным органам. Наряду с этим у правительства есть что поставить себе в заслугу. Это и существенное реформирование работы таможенной службы, это и наведение порядка в финансовой сфере с курсом валют, это подписание документа об открытии железнодорожного сообщения. И хотя таких шагов пока мало, сам факт их инвесторы оценивают положительно. Как говорится, есть надежда.

Таким образом, бизнес-климат в Приднестровье можно охарактеризовать как находящийся в ожидании. Дальнейшие шаги правительства (именно шаги, а не декларации) покажут, куда мы движемся.

Я считаю, что ПМР в настоящий момент объективно является крайне непривлекательным, высокорискованным регионом для инвестиций. Однако это не исключает возможность появления инвесторов на нашей земле. Если здесь можно сделать прибыль, найдутся бизнесмены, для которых возможность получения прибыли будет оценена выше возможных рисков при реализации проекта. Допускаю, что это будут проекты, гарантии по которым будет давать сам президент. Такой подход привычен для бизнеса с менталитетом пост-СССР. Серьезные западные компании пока здесь не появятся. Но и для того, чтобы они пришли к нам, потребуется не один год после проведения реформ. Стабильность и предсказуемость, которую так любят инвесторы, не докажешь объявлением соответствующего курса. Вместе с тем считаю, что такую стратегическую задачу ставить необходимо. Разрабатываемые экспертами программы (например, «Стратегия -2025») необходимо критически переосмысливать в соответствии со стремительно меняющимися условиями во всех сферах жизни, и продолжать поиски и внедрение наиболее оптимальных путей формирования инвестиционной привлекательности.

Готов ли я вкладывать в экономику ПМР? Отвечу – да. Вложение денег в экономику Приднестровья – это осознанный шаг. Я вкладываю деньги сюда, потому что желаю процветания нашему краю. В какие сферы? Не имеет значения. Еще в «Капитале» Карла Маркса описан закон стремления капитала в сферы с высокой нормой прибыли. Будет прибыльно сельское хозяйство, будут вкладываться деньги туда, будет выгодно заниматься продажей ГСМ, пойдут деньги в этом направлении. Так рассуждает любой бизнесмен. И в отличие от иностранных инвесторов местные бизнесмены не требуют никаких гарантий.

Мы выросли и развивались в очень сложных внешних и внутренних условиях, практически в непредсказуемой среде, с высокими рисками. Но выжили же! Бизнесмены – очень осторожные люди, и они всегда просчитывают риски. Опять же, объявление гарантий для нас гарантией не является. Пусть пройдет время, появятся прецеденты, появится практика – тогда можно будет говорить, что, мол, да, в данной сфере регулирования на государство можно положиться. Пока же говорить об этом рано.

Иван Самойлов, бизнесмен

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей