мая 11

Столь разрекламированный формат "5+2" совсем заблокировался. Под давлением со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов, Россия согласилась, что переговоры должны быть возобновлены. Но она при этом ничего не делает. Точнее делает: перекладывает долг в два миллиарда долларов за газ, потребленный в Приднестровье, на счет "Газпрома". Нужны ли нам ещё более красноречивые политические заявления?

Предельно ясно, однако, что Россия, которая спровоцировала войну в 1992 году, не может являться серьёзным гарантом. Чтобы обеспечить гарантию чего? Поддержания оккупации Приднестровья? Упрочения денационализации румын (молдаван) Приднестровья? С другой стороны, отношение к продажному Игорю Смирнову как к равному партнеру по переговорам является абсолютным абсурдом. Очевидно, что Россия в качестве "гаранта" будет всегда партнером Смирнова, а не румын в Приднестровье. Смирнов хочет сохранить там рай красноармейских ветеранов, но никто не спросил у большинства населения, хочет ли оно пребывать в полной изоляции от Европы.

Украина - вторая страна-"гарант" - выжидает в надежде втихаря оторвать себе Приднестровье, если вообще не всю Бессарабию. Преследование этой цели продемонстрировали многие украинские политики, и некоторые из них - даже из правящих партий. В последнее время Киев сильно склонился в сторону Москвы (и это большая ошибка Евросоюза).

В качестве посредника ОБСЕ ничего не может предпринять в таком контексте. В данном случае Кишинев остаётся один в рамках весьма враждебных партнеров по переговорам. Пока Москва находится у руля переговоров, никаких гарантий не существует. Россия отказывается от перехода Соединенных Штатов и Европейского Союза к роли гарантов, которые смогут исполнять её более адекватно. И раз уж Россия и Украина остаются так крепко связанными со Смирновым - каждая по своим причинам - кажется естественным, что рядом с Кишиневом должен находиться Бухарест. Мы не можем оставаться равнодушными по отношению к большому количеству приднестровцев с румынским гражданством. Совершенно нормальным является оказание поддержки Кишиневу в сохранении румынской цивилизации в регионе. Конечно, неосталинистские пропагандисты всегда будут держать ответный удар в своём духе: румынизация, территориальная экспансия Румынии, фашисты! Сплошная ложь. Униря, когда бы она ни произошла, является проблемой румын Бессарабии. Они должны решиться на это, и мы не можем отказать им в этом естественном праве. Идея же румынского участия в восстановлении мира в Приднестровье стара, но Александр Козырев, министр иностранных дел (России) после войны 1992 года, категорически отказался от столь нормальной вещи.

Теперь, однако, нас поддержали там, откуда мы меньше всего этого ожидали. 31 марта, на форуме "ЕС-Молдавия" в Кишиневе, украинский дипломат Александр Чалый, бывший посол Украины в Бухаресте, заявил, что Румыния должна войти в формат переговоров по приднестровскому урегулированию. Чалый считает, что Бухарест, имея интересы важного геополитического игрока в регионе, должен поставить свою подпись на окончательном документе по урегулированию конфликта. В противном случае, по мнению украинского дипломата, имеются опасения, что Румыния косвенно не признает результаты переговоров, в которых она не участвовала, что будет способствовать нарастанию напряженности в регионе. Другими словами, Чалый, как всякий советский человек, рассчитывает на итоговое решение, направленное против румын, и, учитывая участие в переговорах, Румыния будет вынуждена согласиться с их результатами. Очевидно, что здесь и речи не может идти о национальных правах румын. Тем более что Смирнов открыто заявил одному из европейских комиссаров, что в Приднестровье нет национальных меньшинств.

Вывод прост: без принятия Румынии в формат переговоров, всё это лишь пустая трата времени. Россия не заинтересована в урегулировании конфликта на Днестре слишком скоро, тем более что в 2012 году в РФ пройдут президентские выборы. Но у Смирнова президентские выборы назначены в 2011 году, и естественно, что ему выгодно выглядеть более жёстким, чем обычно. Он послал приглашение Владу Филату совершить "официальный визит" в Тирасполь. Естественно, Филат рассердился и дал понять, что не делает официальных визитов "к себе домой". Знал ли Смирнов, что вызовет раздражение своими имперскими замашками? Знал и сделал это намеренно, подводит итог издание.

Международное сообщество отказывается признавать режим, установленный в Тирасполе, несмотря на давление России. Ряд российских геополитиков и политиков пытаются различными способами узаконить Приднестровский режим по модели Косово. С точки зрения международного права, это регион - территория Республики Молдова, находящаяся под российской оккупацией. Кремль взял на себя международные обязательства о выводе своих войск из региона, но не выполнил их. Россия пытается выдать 4000 солдат из 14-й армии за "миротворцев", одновременно с этим оказывая давление на кишинёвские власти с целью превратить Республику Молдова в конфедерацию, в которой Кишинёв и Тирасполь будут иметь равные права. Бессарабские власти согласились предоставить широкую автономию Приднестровью, но не соглашаются на планы Кремля.

Вот пять причин, по которым Приднестровью никогда не стать государством. Первое - нелегитимный режим. Одна из причин, по которым международное сообщество отказывается признавать в лице бывшего офицера КГБ Игоря Смирнова, самопровозглашенного президента Приднестровья, собеседника - это отсутствие легитимности его режима. Игорь Смирнов, фактически, совершил государственный переворот в 1990 году, когда провозгласил независимость Приднестровья. В Кишиневе утверждают, что режим Смирнова не поддерживается населением, а лишь мафиозными кланами и русской армией.

Вторая причина - этническая дискриминация. Крупнейшей этнической группой в Приднестровье является румынская, составляющая 39,9 процентов населения. За ними следуют украинцы, составляющие 28,3 процента населения, и русские, которые составляют 25,5 процента населения. В регионе проживает порядка 400.000 человек. При помощи мафии и российской армии, русское меньшинство политически доминирует на сепаратистской территории. Вместо этого, румыны подвергаются недопустимой дискриминации. К этому можно отнести несправедливые аресты и закрытие школ с преподаванием на румынском языке по всей территории, контролируемой Игорем Смирновым.

Третья причина - отсутствие государственных традиций. У Приднестровья никогда не имелось государственных традиций в истинном смысле этого слова.

Отсюда же и четвертая причина - отсутствие реальных государственных учреждений. В настоящее время ни один из институтов Приднестровья не являются признанными. Территория контролируется кланами, и граждане совершенно не защищены. Даже и речи не может идти о правовом государстве. Приднестровье, фактически, является средневековой крепостью, в которой военачальник Игорь Смирнов директивно навязывает свою волю. Тираспольские лидеры передвигаются на международном уровне с российскими паспортами. Каждый из них оставляет за собой гражданство России и пенсии, предоставленные Российской Федерацией.

Пятая причина - отсутствие самоидентификации населения и региона. В отличие от Косово, у Приднестровья отсутствует идентичность. Не существует приднестровского народа, есть лишь население, управляемое военной силой. Жители Приднестровья не отличаются ни своей культурой, ни языком, ни религией, ни традициями от жителей Украины или Бессарабии. Согласно международному праву, государство должно иметь территорию, нацию и суверенитет. Приднестровье имеет только территорию.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей