Ноя 22

Что происходит в Молдове

В Приднестровье внимательно следят за очередным театральным действием в молдавской политике. Созданная благодаря усилиям внешних партнеров коалиция Партии социалистов и блока ACUM, которую как только не называли – и неожиданной, и обнадеживающей, и компромиссной, и противоестественной, – продержалась всего пять месяцев. К распаду правящего альянса привели прошедшие в Молдове выборы в местные органы власти, а также ситуация с назначением генпрокурора РМ. Власть сменилась меньше чем за неделю. На смену правительству Майи Санду пришло миноритарное «правительство Додона», поддержанное социалистами и Демпартией.

О том, к чему приведут изменения в расстановке политических сил в Молдове, с чем основные политические игроки придут к следующим президентским выборам, говорили эксперты на заседании дискуссионного клуба, организованного в Тирасполе Институтом социально-политических исследований и регионального развития.

Замдиректора ИСПИРР Андрей Моспанов проанализировал приобретения и потери трех основных сил, которые выступают сегодня на молдавской политической арене, – Партии социалистов, блока ACUM и Демпартии.

По словам Моспанова, главным бенефициаром после того, что произошло, сегодня выглядит ПСРМ – она многое приобрела. Это и второй результат по числу примаров (мэров) на местных выборах, и пост мэра Кишинева, полученный вопреки всем прогнозам, и, наконец, миноритарное правительство, благодаря которому социалисты могут теперь проводить собственную политику. На фоне всего этого ПСРМ потеряла моральную инициативу, отмечает эксперт.

«Еще недавно социалисты были участниками проекта по деолигархизации страны. А теперь их самих будут обвинять в реставрации олигархического режима. Социалисты под давлением демократов неизбежно вынуждены будут идти на евроатлантические уступки. Проблемой для социалистов является зависимость от Демократической партии, которая восстала из пепла, как птица Феникс, и перешла в контрнаступление. После отставки правительства Майи Санду новая команда столкнется с настороженным отношением ЕС, и это уже происходит. Кроме того, Ион Кику, который занял пост премьера, имеет личное плохое европейское досье – будучи советником президента Додона, он обвинил европейцев в соучастии в краже миллиарда. Наконец, партия социалистов, взяв на себя полноту власти, столкнется с нарастающей конкуренцией на левом фланге, где есть и «Наша партия», и партия «Шор» и формирующийся «Гражданский конгресс», который очень нервирует ПСРМ», - говорит Андрей Моспанов.

Он полагает, что социалисты будут всеми силами «защищать плацдарм, который взяли, стараться сохранить миноритарное правительство на максимально возможный срок, а также добиваться переизбрания Игоря Додона на пост президента».

Что касается блока ACUM, который отстранен от власти и ныне пребывает в оппозиции, то он занял третье место по числу примаров на местных выборах, что можно считать достижением в условиях, когда политическое формирование еще не завершило процесс партийного строительства. Кроме того, на стороне блока – моральная инициатива, которая будет только нарастать, поскольку миноритарное правительство социалистов неизбежно завязнет в социально-экономической повестке.

«Блок снял с себя ответственность за социально-экономическую повестку и обнулил ошибки бывшего правительства. Кроме того, национал-либералы Румынии продолжат плотно поддерживать ACUM», - сказал Андрей Моспанов

При этом пояснив, что выходец из Национальной либеральной партии Румынии, действующий глава страны Клаус Йоханнис, с большой долей вероятности переизберется на второй срок по итогам второго тура президентских выборов 24 ноября.

К числу потерь и слабых мест блока эксперт отнес чувствительное поражение на выборах главы Кишинева. Блоку ACUM мешают также дефицит управленческих кадров и отсутствие монолитной структуры.

«Блоку надо сохранить единство и расшириться за счет ЛДПМ, чтобы сконцентрировать правый электорат. Победа Майи Санду на выборах президента станет главной целью ACUM. Но это будет невозможным без привлечения части русскоязычного центристского электората: за счет одной правой аудитории далеко блок он не уедет», - полагает эксперт.

По мнению Андрея Моспанова, в самом выгодном положении находится сейчас Демпартия. По итогам местных выборов у нее больше всего примаров, хотя еще недавно партия была лишена морального авторитета.

«ДПМ получила контроль над миноритарным правительством и возможность проводить свою социально-экономическую повестку без ответственности за результаты работы. Демократы вернули себе «золотой», решающий голос в развитии внешнеполитической ситуации», - говорит эксперт.

Он уверен, что в скором будущем пойдет речь о коалиции ACUM и Демпартии, в которой ДПМ стала бы равноправным партнером, получила бы пост премьера и ключевые министерства после досрочных парламентских выборов или даже без них.

«Весной 2020 года может начаться критика правительства Иона Кику со стороны демократов – это может стать подготовкой к вотуму недоверия. Если миноритарное правительство ПСРМ доживет до президентских выборов, это будет, безусловно, победой социалистов. Игорь Додон сможет опираться на него и его успехи. Вероятность досрочных парламентских выборов будет зависеть от консенсуса ЕС и США. В ходе борьбы за президентское кресло Додону могут потребоваться приднестровские голоса – не исключено, что он пойдет по пути, который использовала ДПМ в феврале 2019 года, когда был организован подвоз избирателей с левого берега, но для этого нужно будет налаживать отношения с Тирасполем», - прогнозирует Андрей Моспанов.

Геополитические игроки, говорит он, будут по-прежнему сильно влиять на ситуацию в Молдове. Так, если ЕС и США будут заинтересованы в укреплении блока ACUM, создании его коалиции с Демпартией, поддержат Майю Санду на президентских выборах, то Россию устроит переизбрание Додона на второй срок и сохранение миноритарного правительства.

«Россия находится в непростом положении, хотя формально она в выигрыше. Перед ней стоят серьезные вопросы. Если поддерживать социалистов, то как именно? Инвестировать в РМ? Сколько? Что будет с этими вложениями, если вскоре придет другая власть?» - отметил эксперт.

Российский политолог, доцент РГГУ Александр Гущин рассказал, что в РФ звучат победные реляции относительно ситуации в Молдове, центральная пресса пишет об открывающихся перспективах евразийской интеграции Молдовы, однако «ситуация не настолько хороша, как может показаться».

«Коалиция, появившаяся в июне, была построена благодаря участию внешних игроков. То, что произошло сейчас, ставит крест на надеждах тех, кто считал, что модель взаимодействия России и Запада, опробованная в Молдове, может использоваться в более широких геополитических конструктах, стать первым шагом для новой архитектуры международных отношений. Механизмы, которые издавна применялись в политике Молдовы, оказались гораздо сильнее одномоментного политического решения, пусть даже принято серьезными акторами», - говорит Гущин.

С распадом коалиции ПСМР – ACUM и приходом нового правительства серьезных изменений во внешней политике РМ эксперт не ожидает. По его мнению, «может смениться гуманитарный вектор, по крайней мере, на словах, но системных подвижек ждать не приходится»: оппозиция при поддержке Запада, вероятно, станет обвинять новое правительство в любых неудачах. Выигрыш Додона и социалистов Гущин считает «тактическим, но не стратегическим».

Политолог говорит, что России в Молдове, как и в других странах на постсоветском пространстве, следовало бы иметь ряд политических проектов, партий, с которыми было бы выстроено взаимодействие.

«Нужны системные отношения, чтобы мы не зависели от какого-то одного политического субъекта. Мы неоднократно сталкивались с проблемой, когда односторонняя ориентация приводила к тому, что мы сами оказывались в зависимом положении и потом вынуждены были принимать решения, которые уже были следствием ситуации, то есть мы вели политику реактивную, а не про-активную. Вариативность поддержки и работа по нескольким направлениям на левом фланге была бы верной – сегодня большой запрос на левые силы», - отметил Александр Гущин.

Кишиневский журналист Елена Пахомова, комментируя ситуацию с внешней поддержкой, заявила, что у Молдовы сейчас появился уникальный шанс получить «максимальное финансирование и с одной, и с другой стороны», и им надо воспользоваться.

«Долгое время ЕС и США вливали в страну деньги, и мы видим реальные результаты. Российские деньги сейчас, видимо, тоже будут. В технократическом правительстве есть одна большая прелесть: воровать так нагло, как делали все предшественники, уже не получится, и придется все это отрабатывать», - сказала она.

Пахомова считает, что труднее всех в правительстве Додона придется министру просвещения Корнелию Поповичу. Как известно, сегодня в школах Молдовы изучается курс «История румын» и румынский язык, а не молдавский. Социалисты считают это недопустимым и не раз заявляли о необходимости искоренить эту практику. На этом пути они обязательно столкнутся с противодействием.

«Министру придется иметь дело с унионистскими силами – немногочисленными, но очень активными. Их лозунги о том, что сметают «Историю румын», могут стать приговором всему хорошему, что сделает правительство. Лозунги у нас всегда важнее дел. Корнелиу Попович, конечно, вначале сосредоточится на отоплении в школах, горячей воде, питании детей, и если будет чуть больше времени, остановится и на содержании учебников, которые полны ляпов. Вполне можно предположить, что в итоге молдавские дети будут просто в более комфортных условиях учить историю румын, а что произойдет на самом деле, увидим», - говорит Пахомова.

Похожего мнения придерживается приднестровский историк Николай Бабилунга. Он отмечает, что к власти в РМ пришли промолдавские силы, но пока неясно, смогут ли они отстаивать свои позиции в принципиальных вопросах.

«В Молдове 30 лет у власти у власти находились силы, уверенные в том, что Молдова – это историческая ошибка, что нет молдавского народа, а есть румыны. Руководили страной силы, которые считают, что эта страна им не нужна. Кого только не было там у власти – Снегур, Лучинский, Воронин. Наконец появляются силы государственные. У Додона есть крепкая жилка молдавского крестьянина, который смог и турок пережить, и кого угодно. Социалисты для меня – это сила, которая представляет государственность, при которой эта государственность имеет какие-то перспективы. Но социалисты, наверное, понимают, что пересмотр хоть одного слова в программах и учебниках, которые вообще должны быть на помойке, им сделать не дадут. Снова начнутся денежные вливания, какие-то пэтэушники получат по банке пива, по камню в руки и будут отправлены на штурм – делать очередную мамалыжную революцию», - отмечает Бабилунга.

Политолог Андрей Сафонов тоже считает, что в Молдове существует риск перенесения политической борьбы на улицу.

«А есть ли у социалистов уличные бойцы для того, чтобы отразить натиск правых и унионистов? Ведь, как известно, в критические моменты все решает сила, а все документы выбрасываются на помойку. У Воронина, например, таких бойцов не нашлось, хотя у него было в парламенте сначала конституционное, а потом простое большинство. Если таких резервов нет, будущее социалистов представляется очень проблематичным», – говорит Сафонов.

Он отмечает, что социалисты сегодня «остались одни против всех».

«Демпартия поддержала миноритарное правительство и отошла в сторону. Все вокруг социалистов смотрят и ждут, пока те совершат первую крупную ошибку. Если ДПМ, ACUM и Шор найдут общий язык, это будет смертельно для миноритарного правительств – голосов этим партиям хватит», - уверен эксперт.

Рассуждая о социалистах, которым то и дело «приходится наступать на горло собственной песне», политолог задается вопросом: а не теряется ли вообще смысл нахождения у власти, если все время идти по принципиальным вопросам на уступки?

«Социалисты ранее уже пошли на кардинальные уступки блоку ACUM – в глазах правых это было признаком слабости. Кроме того, нельзя привлечь на свою сторону людей, если все время идти на уступки правым», - отмечает эксперт.

Между тем, по наблюдениям молдавских экспертов, в РМ, по сути, уже идет президентская кампания. Об этом говорит, например, молодой политолог из Кишинева Александр Кориненко, который, кстати, ранее удивил коллег, предсказав, что социалист Ион Чебан на местных выборах возьмет кресло мэра в «правом» Кишиневе, после чего распадется коалиция ПСРМ – ACUM. Эксперт отмечает, что «Игорь Додон стартовал».

«В Молдове всегда есть запрос на сильного лидера, и Додон демонстрирует: это мое правительство, это мои советники стали министрами, это я здесь хозяин. Новый премьер Ион Кику – человек без политических амбиций, его задача – продемонстрировать успехи в экономике, социальной сфере, и него за год это может получиться. В правительстве – сильная команда», - говорит он.

А вот Майя Санду уже никогда не займет никакой высокий государственный пост, считает эксперт. Он отмечает, что у Санду было пять месяцев, «за которые она не продемонстрировала ровным счетом ничего». Так, например, ее правительство завалило расследование по краже миллиарда из банковской системы, который, по мнению Кориненко, «уже никогда вернется в страну».

«При этом надо сказать, что партия Санду «Действие и солидарность» поглотит партию Андрея Нэстасе, а на правом фланге активизируются унионисты, сторонники объединения РМ и Румынии. Вот унионист, бывший боксер Октавиан Цыку, похоже, уже хочет ввести украинскую традицию охранять трибуну в парламенте (12 ноября Цыку заблокировал трибуну парламента в момент, когда должна была выступать премьер-министр Майя Санду, прежде чем депутаты проголосуют за вотум недоверия ее правительству – прим. автора). Пропорциональная система вернет унионистов в политику, они займут место либералов, получат свои 10% и будут громко кричать в парламенте», - говорит Кориненко.

Он прогнозирует, что конкуренцию Додону попытается создать лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, который «окопался в Бельцах». Но на данный момент у Усатого нет четкой национальной повестки и он пока только региональный лидер, отметил эксперт.

Андрей Самсоненко

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей