Ноя 07

Россия на Северном Кавказе находится в тисках вялотекущей гражданской войны с сильным исламистским привкусом. Это гнетущий цикл насилия мелких вылазок в рамках джихада, которые подпитываются государственными репрессиями, некомпетентностью и бюрократической коррупцией.

Кто же из местных лидеров несёт ответственность за исламистское насилие? Ответ может вас удивить: Соединённые Штаты. Михаил Алексеев, российский учёный, работающий в настоящее время в университете Сан-Диего, представил увлекательные документы об этом феномене в последней программе «Новые подходы к исследованиям и безопасности в Евразии» на конференции (PONARS) в Вашингтоне.

Алексеев цитирует заявление чеченского лидера Рамзана Кадырова, сделанное в июне 2009 года, о том, что Вашингтон – «центр управления» исламского восстания на Северном Кавказе (что вызвало хихиканье аудитории федерального округа Колумбия, которая, вероятно, думала, что уже слышала все обвинения, которые могут быть брошены в адрес этого города). Кадыров предсказуемо возмутителен, но ему вторит более умеренный президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который обвинил британские и американские спецслужбы в том, что они являются спонсорами «фетвы» в этом регионе: «разорвать Россию на части, так же, как был сломан и разделён Советский Союз». С аналогичным заявлением выступил заместитель министра внутренних дел Кабардино-Балкарии, он озвучил похожую теорию заговора.

Федеральный центр не потрудился дезавуировать эти заявления, возможно, потому, что некоторые московские политики, цинично или по наивности, поддерживают подобные настроения. Напомним странные речи тогдашнего президента Владимира Путина после трагедии в Беслане в 2004 году, когда он определил корни кровопролития в развале Советского Союза и происках неопределённых врагов из-за рубежа (а не более очевидную причину – местную катастрофу в соседней Чечне). Судя по опросам общественного мнения, большинство россиян считают так же. В опросе ВЦИОМ, проведённом в сентябре 2008 года, респондентам в разных частях России был предложен вопрос: «Каковы цели США на Северном Кавказе?», и 60% ответили, что это «военно-стратегические интересы и развёртывание военных баз».

Алексеев определил две причины антиамериканизма в самом регионе. Одна из них – в международной изоляции Северного Кавказа. Практически нет иностранных инвестиций, европейское присутствие здесь не ощущается, и очень мало контактов, даже, с мусульманским миром. Регион похож на герметичную комнату без окон, и местные жители склонны придерживаться старых взглядов времён холодной войны. Это сочетается с более поздними наслоениями антизападных настроений, возникшими в 2008 году после войны в Грузии, в ходе которой многие жители Северного Кавказа были убеждены, что за грузинским нападением на Южную Осетию стоят Соединённые Штаты.

С рациональной точки зрения это всё, конечно, безумие. Северный Кавказ является серьёзной проблемой безопасности России, и она не в состоянии справиться с этим. Зимние Олимпийские игры, которые должны пройти в Сочи в 2014 году, усиливают стремление России контролировать ситуацию. Однако уровень насилия возрос в прошлом году, особенно в Чечне. Последние нападения боевиков на родное село Рамзана Кадырова – Центорой и чеченский парламент в Грозном (в тексте город назван «Grozy» – прим. пер.) были сильными символическими ударами по заявлениям Кадырова, что он выполнил свою часть сделки с Путиным по «чеченизации» и стабилизации республики. Александр Хлопонин, новый экономический генерал-губернатор, присланный из Сибири для создания рабочих мест, также предсказуемо не в состоянии преодолеть преграды в виде местных лидеров кланов, таких, как Кадыров. Чтобы остановить дальнейшее сползание к катастрофе, Россия нуждается в помощи. Логически это могло бы означать, что, опираясь на некоторые запасы доверия, вновь обретённого благодаря «перезагрузке», она попросит США о помощи в сборе разведданных, укреплении границ и использовании новых методов борьбы с повстанцами.

Вместо этого, превалирует иррациональное начало. Руководство России продолжает поддерживать Кадырова, хотя он и выглядит для их интересов более опасным, чем прозападные чеченские националисты, такие как Аслан Масхадов и Ахмед Закаев, на преследование которых были потрачены годы. Последней наградой Кадырову стало возобновление международных воздушных перевозок через аэропорт в Грозном. Между тем, смельчаки, которые пытаются принудить «чеченского деспота» отчитываться в своих поступках, подвергаются преследованиям. Активист в области прав человека, Олег Орлов, который провёл годы, работая от имени простых жителей Северного Кавказа, в настоящее время подвергается преследованию за «клевету» на Кадырова.

Грузия, которая нуждается в стабильности на своей северной границе, также участвует в иррациональных играх. Грузинское правительство приступило к осуществлению новой политики на Северном Кавказе, стратегической целью которой является отделение его от остальной части России. Президент Грузии Михаил Саакашвили в одностороннем порядке объявил безвизовый режим для республик Северного Кавказа и выступил с речью в Организации Объединённых Наций о своём видении «единого Кавказа», без разделения на север и юг. Такие настроения были бы похвальны, если бы с ними выступил поэт или даже бизнесмен. Однако, исходя от президента Грузии, они только подогревают русскую паранойю и российско-грузинскую напряжённость.

Абсурд здесь стал новым порядком вещей. Так будет, пока кто-то не решит, что пора перевернуть страницу.

Томас де Ваал

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей