июля 18

Стратегия руководства Молдовы в украинском кризисе становится все более агрессивной. В связи с этим, риски распространения конфликта на свою территорию растут, считает молдавский политический аналитик Семен Албу.

Прошедшая неделя отметилась более чем неторжественной годовщиной наступления «хороших времен» в Молдове. Партия, обещавшая эти самые времена, встретила свою первую знаменательную дату у власти с лежащими на дне рейтингами – и это вполне закономерная оценка ее потуг по управлению страной. Впрочем, как твердит господин Гросу, обращать внимание на опросы, ярко показывающие глубину падения популярности PAS, не стоит: главное держаться за свою «политическую повестку». А она у «желтых» известна – евроинтеграция.

В плане бесконечного движения в светлое европейское будущее действительно никаких отступлений не происходит. Власть как коршун вцепилась в эту одну из немногих благодатных для себя тем и качает ее так сильно, как может. Особенно после получения статуса кандидата на вступление в ЕС, на каковом теперь будут ездить вплоть до следующего избирательного цикла. Брюссель, в свою очередь, своих политических выкормышей тоже не оставляет, подкидывая небольшие финансовые подачки и очень большие обещания всевозможной помощи и доступа к вкусным европейским фондам.

Но отнюдь не только евроинтеграцией дышит сегодня партия власти. Второй, теперь уже неотъемлемый компонент «политической повестки» PAS – неожиданно военный, и вытек он, как нетрудно догадаться, из конфликта на Украине. Далеко не сразу, стоит сказать. Вспомним, как это было. Первый этап вторжения – российские войска с ходу отхватывают немаленькие куски украинской территории, огромными колоннами подходят к Киеву. У многих наблюдателей складывается уверенное ощущение того, что Украина сыпется.

В это же время начинаются серьезные разговоры, а что будет дальше. На этом фоне как бы случайно демонстрируются карты с любопытными стрелочками, одна из которых ведет аккурат к Молдове – и не где-нибудь, а на совбезе у лидера Беларуси Александра Лукашенко. Наши власти, очевидно испугавшиеся первого бодрого броска российской армии и таких вот красноречивых сигналов, по первой реагируют здраво – твердо заявляют о нейтралитете и политике неприсоединения к антироссийским санкциям. И на время Молдова почти выпадает из украинского сюжета, если не считать вопроса с беженцами.

После этого наступает второй этап войны: российское вторжение буксует и в итоге проваливается, непосредственная угроза Одессе снимается, и все наши пристроенные к ниточкам управления страной политики вздыхают с облегчением. С этого момента начинается нескончаемая череда высоких визитов в Кишинев, в ходе которых без сомнения кишиневскую правящую элиту обхаживали на предмет того, что позицию в украинском конфликте надо бы поменять. Ну а в качестве стимула выступило получение экстерном кандидатского статуса на прием в Евросоюз.

После чего лидеры PAS круто меняют курс страны. Нейтральный статус обозначается, скорее, как реликт прошлого, плохо уживающийся с современными реалиями. К антироссийским санкциям стараемся присоединяться по максимуму, где это возможно. Происходит полная солидаризация с Украиной – российские информационные источники блокируются, украинские – поощряются. Майя Санду едет в Киев, Бучу, Ирпень и сыпет обвинениями в адрес России. Все контакты с Москвой замораживаются, а Украине начинает оказываться посильная помощь – в транзите, и далеко не только гражданская.

Более того, власть начинает жить в режиме милитари. Одной из первейших государственных задач становится быстрое перевооружение армии. Майя Санду на днях объяснила необходимость в этом российской агрессией против Украины. Это известное лукавство – Национальная армия преобразовывалась по натовским стандартам уже давно и в плане доктринальном, и в плане соответствия законодательной базы. Это было и до «хороших времен», хотя после них сотрудничество получило «второе дыхание». Напомню о подписании нового индивидуального плана партнерства Молдова-НАТО, где можно раскопать много чего интересного – коллеги об этом не раз писали.

Просто война на Украине – а, шире, противостояние между Россией и Западом – естественным образом ускорило все эти процессы. Можно сказать, создало более широкое окно возможностей, куда влезают уже и поставки современного вооружения, и целевые военные кредиты с грантами. Теперь в РМ, не таясь, закачивают десятки миллионов евро – и, к сожалению, не на улучшение тяжелых социально-экономических условий, а на модернизацию армии. Готовятся массированные – по местным меркам – закупки артиллерийских сил, мобильных платформ, вертолетов. С учетом небольших потребностей Молдовы, все это можно провести очень быстро.

Если ты активно вооружаешься, да еще и в период, когда твое население живет все хуже и хуже, это надо как-то объяснять – прежде всего, придумать себе врага. Им, разумеется, стала Российская Федерация. Посмотрите, как сильно мы «эволюционировали» от момента полной поддержки нейтралитета в феврале-марте до открытых рассуждений госпожи президента о том, как нам воевать с Россией.

Сейчас это кажется абсолютной фантастикой. Но тенденции тревожные. Все связи с РФ разорваны. Готовится почва под то, чтобы снять с себя бремя энергетической зависимости от России и взять таковое на западе, только дороже. Наши европейские партнеры тем временем консультируют молдаван насчет диверсификации. Но, что характерно, не дают твердых обещаний по поводу того, что финансово помогут с закупкой более дорогих энергоресурсов. Так что премьер Гаврилица даже укатила в США, чтобы там поинтересоваться на этот счет. Это видимо проще, чем поговорить с Москвой по поводу скидки на газ. Правда, тут сама Майя Санду расставила все точки над и, заявив, что не собирается «продавать часть страны ради более дешевого газа».

Какое место вооруженная и независимая от российских газа и электроэнергии Молдова может занимать в западных стратегиях? Да какое угодно. Прямо сейчас все, может, и уважают нейтралитет и говорят о том, что молдо-приднестровское урегулирование должно быть мирным. Но надолго ли? Можно заметить, как запад планомерно повышает ставки в противоборстве с Россией, действуя по принципу пресловутого «Окна Овертона». Банальный пример. Еще недавно удары по российской территории с помощью западного оружия считались абсолютно недопустимыми. Инсайдеры трогательно писали о том, как Вашингтон чуть ли не приставляет к каждой своей РСЗО контролеров, дабы украинцы не дай бог не ударили куда не нужно. А вот сейчас Пентагон открыто говорит, что ничего плохого не видит в том, если объекты в России будут бомбить с помощью американских HIMARS. А ведь всего месяц прошел.

А раз так все динамично меняется, можно ли с уверенностью утверждать, что место Молдовы в глубоком тылу будет неприкосновенным, и в какой-то момент Молдову не вытолкнут на передовую?

Пора бы правящей партии все же хорошо задуматься над тем, куда она ведет страну. Время еще есть, ведь Москва – тот самый агрессор по версии Санду – ну прямо очевиднейшим образом не хочет ссориться с Молдовой всерьез. Да, она немного раздражена, отчего на прошедшей неделе отыграла в «плохого и хорошего копа» – сначала обратив внимание на риски, связанные с «некритическим следованием рекомендациям западных партнеров», а затем устами пресс-секретаря Путина заявив, что не представляет никакой угрозы для Молдовы.

Забавно, что бывший партнер по «Ассоциативному трио», Грузия, в какой-то момент решила, что свои национальные интересы важнее мнения запада – и не стала ломать копья с Москвой, получив за это щелчок по носу вместо статуса кандидата. Пожалуй, вполне приемлемая жертва за свою безопасность.

Молдавские власти же решили получить статус, но вместе с ним и риски распространения конфликта на свою территорию. Сейчас они минимальны, это да. Но война у соседей, видимо, будет затяжной – и кто может гарантировать, что в какой-то момент ситуация для Молдовы не станет куда более драматической, чем сейчас?

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей