Дек 03

Министерство экономики ПМР направило своим молдавским коллегам предложения по урегулированию ситуации в банковской сфере.

На сегодняшний день банки ПМР и РМ практически не взаимодействуют, поэтому в рамках работы экспертных групп по переговорному процессу минэкономики предложило молдавским коллегам предоставить приднестровским коммерческим банкам легальную возможность осуществления банковской деятельности.

Сегодня в силу особенностей политической ситуации между банковскими системами РМ и ПМР взаимные расчеты хозяйствующих субъектов двух стран весьма затруднены и сопряжены с дополнительными расходами. Все расчеты в молдавских леях осуществляются через расчетно-кассовый центр Тирасполя (ПРБ). Расчеты в иностранной валюте осуществляются через корреспондентские счета банков ПМР, открытые в банках РФ.

Под «легальной возможностью деятельности» подразумевается легализация Нацбанком Молдовы банковских лицензий приднестровских банков и, соответственно, легализация нашим центробанком лицензий банков Молдовы, кроме того, открытие в Национальном банке РМ корреспондентских счетов в иностранной валюте и получения активного SWIFT-кода (идентификационный код банка в международной системе платежей) для ПРБ.

Озвученные министерством экономики предложения вызвали неоднозначную реакцию в приднестровском обществе. Одни обвиняют исполнительную власть в попытках «сдачи ПМР Молдове» и предупреждают, что открытие корсчетов в молдавских банках в случае конфликта может привести к блокированию всей внешнеэкономической деятельности республики.

Другие называют это подстраховкой на случай замораживания Россией корреспондентских счетов наших банков в банках РФ (а о таком варианте россияне уже неоднократно заявляли, особенно в последние месяцы).

Третьи считают, что это обычное пускание пыли в глаза, ведь, как можно предполагать, власти РМ в этом вопросе навстречу Приднестровью не пойдут: легализация лицензий наших банков на территории РМ и открытие корсчетов будет равносильно признанию Молдовой независимости Приднестровья. Четвертые в очередной раз поражаются оптимизму министра экономики – неужели она верит в реализацию разработанных ее ведомством предложений? Впрочем, верила же она все эти годы в процветание экономики республики и ежегодный рост ВВП…

Однако предоставим слово специалистам – как они расценивают предложения минэкономики? Какие выгоды в случае их реализации они могут нам принести? Чреваты ли они какими-то негативными последствиями?

Оксана Ионова, председатель ПРБ:

- Мы говорим об этом уже 11 лет, но Банк Молдовы не идет нам навстречу. Думаю, то же самое будет и сейчас. Представители ОБСЕ требуют у молдавской стороны ведения переговорного процесса, поэтому и возникло это предложение. Но думаю, что решение не будет принято до тех пор, пока не разрешится политический вопрос…

Раньше у нас были корреспондентские счета в молдавских банках. Когда началась блокада, они их закрыли, обвиняя в том, что у нас отмываются деньги, хотя у них была возможность контролировать денежные потоки. Они ее почему-то не использовали.

На самом деле в открытии корсчетов нет ничего плохого. Во-первых, контролироваться будут не все наши счета, а только те, что в молдавских леях. Во-вторых, если мы достигнем договоренности, то установится нормальный обменный курс, и приднестровские предприятия, экономика не будут терять на этом курсе.

Потому что сейчас ПРБ не может конвертировать лей напрямую через Центробанк Молдовы, приходится делать это через несколько коммерческих банков, у которых курсовая разница выше, и из-за всего этого происходит удорожание лея.

Владимир Бидченко, профессиональный финансист, в течение 35 лет возглавлял «Бендерысоцбанк»:

- Однозначно, это позитивно. Какими бы последствиями ни пугали, такой шаг принесет пользу обоим сторонам. А политическая составляющая в данной ситуации кроется гораздо глубже. Прошло два десятка лет, и мы на этом уровне практически не имели взаимоотношений с Республикой Молдова, а сейчас такие предложения озвучены, причем на фоне всех тех коллизий, которые связаны с предвыборной кампанией.

Конечно, неизвестно, поддержит ли их Молдова. Но нам было бы гораздо удобней, чтобы такие же отношения развивались у нас и с другим соседом – я имею в виду Украину. Чем больше у нас будет корреспондентских счетов в других странах, тем лучше для всей экономики республики. Но если в это вплетаются еще и какие-то политические инсинуации, то этот момент вряд ли может устраивать обыкновенных граждан, приднестровцев. Потому что если это политиканство, это противно и ненужно. Если же это реальное беспокойство о ситуации в банковской сфере в Приднестровье – другое дело.

Еще скажу, что этот вопрос нельзя рассматривать под призмой закрытия корсчетов наших банков в России, чтобы это не было однобоко: там закрыли, здесь открыли. Так не должно быть. Россия подставила плечо нашим банкам, и мы через Россию можем работать и работали все эти годы. Не знаю точно, каковы помыслы руководителей нашей республики, но знаю одно: действовать в противовес России – безнадежное дело.

А вообще открывать корреспондентские счета можно хоть на Тайване, на Кипре или в Турции – пожалуйста, открывайте где угодно и работайте. Повторюсь, чем больше у нас будет корреспондентских счетов, тем лучше.

Юрий Сафронов, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета ПГУ:

- Чем больше банки имеют корсчетов, тем они менее уязвимы. Наши же банки в этом плане слишком рискуют, т.к. имеют корсчета только в России. Если РФ будет недовольна нашим поведением, ей не нужно применять никаких других экономических мер – стоит закрыть наши корсчета. И если такое произойдет, на Приднестровье можно поставить точку: пострадает народ, пострадают предприятия, пострадают все.

Корсчета – это счета, по которым мы ведем связь с внешним миром. Через них проходят все основные операции, движение денег. Если нас этого лишить, останавливаются все платежи, все переводы, деньги где-то зависают. В общем, катастрофа. С этой точки зрения в министерстве экономики ПМР поступают правильно, готовят «мягкую подушку» на такой случай.

В свое время, когда готовился меморандум Козака, в том числе стоял вопрос и о банковской системе. Тогда позиция Молдовы была такова (я не знаю, какова она сейчас, но сомневаюсь, что что-то изменилось): банки Приднестровья являются незаконными, они не зарегистрированы в Молдове, они нигде не зарегистрированы в признанных государствах, и имеют лицензию только нашего ПРБ. Раньше, в 90-х годах, у всех наших банков были лицензии Нацбанка Молдовы. К сожалению, срок действия лицензий давно истек. По всем международным стандартам банки, не имеющие лицензию, не имеют признания.

Но в какой-то степени можно считать, что наши лицензии признает Россия, хотя официально и она не признает Приднестровье. А Молдова оказала очень большой прессинг на внешний мир, потому что у нас были корсчета со многими странами, мы напрямую работали с той же Украиной, Молдовой, США, с европейскими банками. Но после 2003 года, когда меморандум Козака провалился, она разослала соответствующие письма мировому сообществу, в том числе и России. И Россия тоже очень сильно сомневалась, сохранить ли нам корсчета.

Требования и условия Молдова выдвигала следующие: наши банки регистрируются в Молдове, получают лицензии, работают по правилам и законам Молдовы, ведут расчеты в леях, и лей – единственная платежная единица. Мы должны подчиняться всем нормативным актам Центробанка РМ. Не думаю, что сейчас требования изменились и что Молдова пойдет на то, чтобы признать нашу банковскую систему и обменяться лицензиями просто так, как хочет того Черненко. Молдова может согласиться только, если наши банки получат лицензию и будут работать на условиях Национального банка Молдовы.

В принципе, идея интеграции банковских систем неплохая, потому что наличие корсчетов в Молдове сократило бы некоторые издержки. Скажем, нам надо получить деньги за проданную сталь из Америки: сейчас эти деньги идут окружным путем, что порождает задержку во времени и ведет к финансовым потерям.

В случае реализации идеи деньги будут идти уже напрямую, повышается надежность, это положительно для нас. Но Молдова вряд ли согласится на наши предложения. Тем более, если мы допустим сюда банки Молдовы, они, как конкуренты, могут задавить большинство наших банков.

Жанна Мязина

Отзывов (2) на «Урегулирование в банковской сфере»

  1. Mona Lissa пишет:

    Это действительно так и надо делать… ведь экономика это то что движет нами и нашей страной…

  2. Malibu пишет:

    ну и правильно, сделав первые шаги к урегулированию конфликта, мы спасем и без этого трудную положение обеих экономик

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей