марта 20

На заседании Правительства ПМР самой обсуждаемой темой стал доклад о финансовых махинациях. Большинство приднестровских предприятий работает через оффшоры, а значит, прилагает максимум усилий, чтобы платить минимум налогов. Выгодная бизнесменам схема сказывается на благополучии работников бюджетной сферы: они недополучают зарплаты и пенсии. Так, 100% акций Бендерского комбината хлебопродуктов еще совсем недавно принадлежали оффшорной компании, 5 марта их вернули в госсобственность. Еще на неделе обсуждали, как вернуть государству предприятия, которые не выполняют свои инвестиционные обязательства.

Работа оффшорных компаний в Приднестровье. Это центральная тема заседания Правительства. В докладе министра юстиции говорится: большинство наших крупных предприятий используют «серые» схемы при расчете со своими партнерами. Владелец приднестровского завода или фабрики регистрирует оффшорную компанию – обычно на Кипре или других островах.

Она становится посредником. Все или почти все денежные операции проводятся через эту оффшорную фирму. Контракты составляются так, что в оффшоры направляется основная часть прибыли, а у наших предприятий остаются совсем небольшие доходы. А значит, маленькие зарплаты и минимальные налоги. Так работают большинство крупных предприятий республики, отметили на заседании Правительства. В бизнес-среде это называется оптимизация налоговой нагрузки.

Александр Дели, министр юстиции ПМР: «Создается такая ситуация, что выводятся капиталы без какого-либо налогообложения, а дальше уже собственник, которого мы не знаем, исходя из документов, фактически выводятся колоссальные средства за пределы республики».

По распоряжению Президента проведено специальное расследование. Общий объем финансовых операций наших предприятий с оффшорами за прошлый год составил 340 миллионов долларов, что почти в два раза больше годового бюджета всей республики. Эта сверхприбыль владельцев бизнеса просто выводится за пределы республики, даже не облагается налогами.

Владислав Финагин, председатель КГБ ПМР: «Имеются факты, когда кредитовали ранее приобретенные в собственность предприятия в рамках государственной программы приватизации. Кредитовали в разы, а то и в десятки раз выше их продажной стоимости. После чего деньги выводились за пределы республики».

Сейчас использование оффшоров – это вполне легальная схема. В Приднестровье законы никак не это ограничивают. Во всем мире с оффшорами борются: или полностью запрещают, или вводят специальный высокий налог. Например, белорусские компании при работе с оффшором платят государству 15% от суммы каждого перевода. Правительство может и полностью запретить такие операции, но это поставит в слишком сложное положение предприятия. В Приднестровье решили, что оффшорный сбор составит 5% от суммы сделки. Это в 3 раза меньше, чем в Белоруссии, тем не менее, это дополнительно 17 миллионов долларов в бюджет.

Алена Шульга, министр экономического развития ПМР: «Тем, кому 5% будет много, перейдут на открытую схему, уберут эту прокладку так называемую. Государство недополучает доходы, терпит убытки. Государство знает, что его обманывают. Те, кто хочет продолжать это делать, за это платит и никаких вопросов».

Бендерский комбинат хлебопродуктов – из тех, кто работал с оффшором. Он дважды перепродавался при участии компании, зарегистрированной на Кипре. Самый крупный в регионе хлебокомбинат в последние годы с трудом сводил концы с концами. Предприятие работало, но почему-то без доходов. За долги имущество заложено коммерческим банкам. Теперь это собственность государства. Предприятие перешло в ведение министерства сельского хозяйства.

Николай Неделков, министр сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР: «Закончилась инвентаризация на комбинате. Мы оцениваем, что можем сделать. По данным ревизии, много денежных средств было выведено из оборота предприятия, прямо скажем, средства были сворованы».

Евгений Шевчук назвал предприятие стратегическим и поставил задачу «концентрироваться на новый урожай зерна, поддерживать зарплату работников на должном уровне». Президент уверен, что предприятие должно находиться под контролем государства.

Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Рекомендую обратиться в банки, подконтрольные государству - Сберегательный и Ипотечный, чтобы они смогли учесть положение, в котором находится сегодня предприятие, чтобы банки не блокировали счета и позволили предприятию работать».

Скорее всего, в госсобственности будут и другие достаточно крупные предприятия, прежде всего, связанные с агропромышленным комплексом. Государство планирует вести активную политику, чтобы влиять на стоимость продовольствия в Приднестровье. Сейчас активизируется работа с предприятиями, которые не выполнили свои инвестиционные обязательства.

Нынешние собственники покупали объект на условиях, что вложат деньги в производство и создадут рабочие места. Но каждое четвертое предприятие не выполнило свою часть договора. Если ситуация не изменится, государство готово расторгнуть контракт и вернуть свое имущество – готовятся материалы более, чем на 3 десятка крупных объектов.

Алена Шульга, министр экономического развития ПМР: «МЭЗ - самый яркий. Инвестиционная программа составляла 30 миллионов долларов. Было вложено около 1 миллиона и заплатили за объект миллион долларов. Он был куплен заведомо для того, чтобы он стоял, чтобы работал в РМ аналогичный завод. Это схема как закрыть предприятие».

И еще об агропромышленном комплексе. Президент подписал распоряжение о земельных паях. Напомним, в 90-е годы жители сёл получили документы практически на все земли сельскохозяйственного назначения. Сейчас предприниматели арендуют землю, но собственники, жители сёл за это ничего не получают. Теперь начали учет – сколько есть земель и пайщиков. До июля Минсельхоз предложит механизм, как реализовать права людей.

Вопросы аренды поднимали и на заседании Правительства. Но здесь говорили не о земле, а о имуществе города или государства, которое сдается коммерческим структурам буквально за копейки. Например, сейчас владельцы некоторых аптек, работающих на территории больниц и поликлиник, платят за аренду 1 квадратного метра по 20 копеек. Для сравнения: частнику этот же предприниматель заплатил бы по 15-20 долларов за квадрат.

Алена Шульга, министр экономического развития ПМР: «Данная система не эффективна и предлагаем пересмотреть, в частности, концептуально порядок арендной платы».

Сейчас в каждом городе ставки разные, их устанавливают местные чиновники. Оказывается, с ними можно договориться о цене. Аптекари, банкиры, торговцы в бюджеты платят иногда в сотни раз ниже реальной цены. Теперь будет единая ставка. Самая высокая в Тирасполе и Бендерах – 90 рублей. Это примерно в 2 раза меньше, чем стоимость аренды у частника, но даже при таком небольшом повышении государство получит от аренды своего имущества в 18 раз больше, чем сейчас.

Петр Степанов, председатель Правительства ПМР: «Не сформируется нормальный рынок, когда на усмотрение администрации можно и 20 копеек ставить, можно и 4 рубля, можно и 40, это дает большую возможность злоупотреблений».

Правительство обсудило проблему госгарантий. В Приднестровье 200 тысяч льготников – каждый второй житель. Подсчитано, чтобы расплатиться со всеми, им нужно перечислить все доходы бюджета. Сейчас выделяется чуть больше 5% от необходимой суммы.

Решили отказаться от льгот, которые уже 10 лет приостановлены. А еще в будущем разработать механизм компенсаций для населения. Это в будущем. Сейчас денег нет, ситуация сложная. Ее надо исправлять и не допускать нарушений в экономической сфере – подчеркивает президент. На коллегии КГБ Евгений Шевчук поручил усилить оперативно-розыскную деятельность в кредитно-банковской сфере.

Выявлены махинации в коммерческих и даже республиканском банке.

Владислав Финагин, председатель КГБ ПМР: «За один день 29 декабря 30 миллионов долларов США, которые находились в остатке ПРБ, были проданы одному из коммерческих банков. Более того, 9 миллионов долларов США были выведены и размещены за пределами республики в одном из банков России».

Это одно из последних выступлений Оксаны Ионовой в качестве руководителя Приднестровского республиканского банка. Ионова задержана на прошлой неделе, на этой - срок ее ареста продлен. Глава КГБ заявляет: для бывших чиновников любого ранга не будет поблажек, если докажут нарушение закона.

Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Надеюсь, что правоохранительная система ПМР сможет задокументировать преступную деятельность целой группы лиц. И в скором будущем у нас появится возможность рассмотреть данные уголовные дела в судебных органах власти, чтобы суд вынес окончательное решение о том, что действительно происходило, кто виновен, а кто нет».

Материалы по ряду возбужденных уголовных дел затрагивают интересы государства и имеют широкий общественный резонанс - подчеркнул президент. Евгений Шевчук взял под личный контроль ситуацию вокруг этих дел, чтобы соблюдалась законность в отношении как задержанных, так и пострадавших граждан. Правда, пока прокуратура не дает санкций на арест бывшего руководства ПРБ. Президент на неделе подчеркнул – такая ситуация настораживает.

Степан Бугаёв

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей