марта 19

Приднестровье проигрывает КишиневуИтоги парламентских выборов в Республике Молдова остаются одной из главных тем для региона. Институт социально-политических исследований и регионального развития посвятил им мартовское заседание своего дискуссионного клуба. Оно было проведено совместно с Тираспольским филиалом Института стран СНГ. В режиме скайп-конференции с Тирасполем связался заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов.

Молдавские социалисты: победили или проиграли?

Этот вопрос стал одним из первых в обсуждениях. Депутат Верховного Совета ПМР, политический аналитик Андрей Сафонов полагает, что итоги выборов – это «однозначно проигрыш для ПСРМ». По его словам, «если бы социалисты не говорили о том, что они после выборов возьмут власть, если бы не заявляли, что будет кардинальный разворот политики, то нынешние 35 мандатов – это было бы не так плохо». Но в свете предвыборных деклараций ПСРМ это, по его мнению, поражение.

Президент общественной организации «Ассоциация молодых экспертов Молдовы» Александр Кориненко назвал социалистов «проигравшими победителями». При этом он обратил внимание на то, что на последнем этапе выборов ПСРМ «реально начала сдавать округа».

«Ее кандидаты не работали с электоратом, их лозунги, например, «Это логично» или «Не доверяй никому, кроме нас», были непонятны для избирателей. В результате ПСРМ недобрала 10-11 мандатов», - подчеркнул эксперт.

«Игорь Додон для меня – это закрытое акционерное общество, где примерно 30% принадлежит [лидеру Демократической партии Владу] Плахотнюку, 40% – Москве, 30% – Партии социалистов. И вот он, будучи таким закрытым акционерным обществом, должен маневрировать», - отметил Кориненко.

Первый же министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай считает, что в Молдове на самом деле «не было никаких выборов, а был абсолютно шулерский розыгрыш».

«Результаты молдавских выборов были предсказуемы еще за полтора года до их проведения. Там все договорились. Мы находимся в руках шулеров. Додон, увидев по социологическим исследованиям, что он может «перебрать», притормозил и «соскочил» на последней неделе», - добавил Лицкай.

По его словам, «особенность молдавской политики – это абсолютный туман над болотом».

«Никто не должен понимать, что произошло и что делать. Разбираются в этом только пять-семь человек, сидящих, образно говоря, у бочки в Кишиневе», - сказал экс-министр.

Он полагает, что для России Молдова стала «геополитическим Вьетнамом».

«Такое великое государство, как США, во Вьетнаме не только завязло, но и провалилось…. И здесь [применительно к Молдове] надо уши уже приподнять, в том числе и в Москве… Я бы всех работавших там в советниках, экспертах и прочих по Молдове отправил бы, скажем мягко, в район Дальнего Востока. Здесь, на молдавском направлении, они показали полную профнепригодность. Имея 60% поддержки населения, получили то, что получили», - констатировал Валерий Лицкай.

«ACUM», «A FOST» и большевики

По мнению заведующего отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергея Лавренова, более или менее четкие прогнозы развития поствыборной ситуации в РМ можно будет делать накануне первого заседания нового парламента, то есть примерно через неделю.

Лавренов обратил внимание как на возможность создания так называемого «технократического» правительства, так и на то, что лидер Демпартии Влад Плахотнюк может все-таки сформировать правящее большинство, «перетащив» недостающих депутатов из других фракций.

«Любой прогноз сейчас будет страдать достаточной условностью, так как все происходит за кулисами», - подытожил он.

Валерий Лицкай высказал мнение, что в Молдове в любом случае не будет досрочных парламентских выборов. Он склоняется к следующему сценарию: будет сформировано «правительство технократов», в парламенте ПСРМ при этом может получить пост спикера. Кроме того, социалистам, скорее всего, достанутся и должности в исполнительных органах власти.

Александр Кориненко обратил внимание на то, что у президента Додона есть важный политический инструмент – именно он будет предлагать кандидатуру нового премьера. И как раз, пользуясь этим, социалисты могут потребовать, например, пост спикера в обмен на выдвижение главы правительства, лояльного Демпартии.

«Для Додона главное место – не премьер-министра, а спикера, потому что пять раз его подвергали публичному унижению, когда он закрывался в своем кабинете [после временного отстранения от должности Конституционным судом], а законы подписывал Андриан Канду», - считает Кориненко.

По его словам, у Демпартии после выборов самое лучшее положение.

«Демократы показывают: мы тут главные, мы готовы со всеми договариваться. При этом они шантажируют всех тем, что [решением Конституционного суда] предоставят правительству возможность самостоятельно принимать законы», - констатировал молдавский эксперт.

Он назвал утопией вариант с ситуативной технической коалицией между ПСРМ и правым блоком ACUM.

«Это такая фантазия, что они приходят в парламент и сразу снимают абсолютно всех ставленников Влада Плахотнюка. Для того, чтобы парламент заработал, нужно выбрать спикера, сформировать комиссии. ACUM и ПСРМ не смогут договориться об этом», - полагает Александр Кориненко.

По его мнению, блок ACUM (в переводе – «сейчас») постепенно превращается в A FOST («был»). Андрей Нэстасе и Майя Санду рассорятся, как только будет сформирована структура нового парламента. При этом Майю Санду явно устраивает нынешняя ситуация, а именно депутатский мандат и связанные с ним привилегии. Но такое «номенклатурное сидение» совсем не удовлетворит ее команду и сторонников.

«Если досрочных выборов не будет, то Майя Санду и Андрей Нэстасе уйдут с политической арены, и будет образовываться новая партия, новая политическая сила для правого электората, потому что разочарование активистов блока ACUM очень сильно. Не будут они терпеть еще четыре года. До президентских выборов 2020 года этот блок точно не доживет», - прогнозирует Александр Кориненко.

Валерий Лицкай, в свою очередь, считает, что политические стратегии левых (ПСРМ) и правых – долгосрочные, они рассчитаны как минимум на пятилетний цикл. В отличие от них, лидер Демпартии Влад Плахотнюк, используя имеющиеся у него ресурсы, решает краткосрочные, тактические задачи, стремясь сохранить свои завоевания.

«Правые в Молдове, как это ни парадоксально, играют сегодня роль большевиков в 1917 году. Большевики тогда не имели какого-то огромного влияния, но у них было одно оружие – принципиальная идейная позиция. Серьезные люди, стоящие за правыми, надеются, что, например, Додон превратится в Керенского, и тогда они явятся, как Ленин в 1917 году, и заберут все в обстановке национального кризиса», - полагает экс-министр иностранных дел Приднестровья.


«Большая пилюля»

Трудно, разумеется, было проигнорировать вопрос с массовым участием приднестровцев в выборах в РМ. Напомним – 24 февраля на территории Молдовы проголосовало почти 37 тысяч жителей ПМР, обладающих молдавским гражданством, что является рекордом.

Депутат Андрей Сафонов убежден, что избрание двух депутатов-одномандатников от Приднестровья не будет иметь сколько-нибудь заметного влияния на ситуацию вокруг ПМР.

«Насколько с политической и юридической точки зрения окружающие нас внешние игроки вообще будут считать избранников от так называемых «приднестровских округов» депутатами от Приднестровья? Как эти депутаты могут, например, доводить позицию Приднестровья в парламенте Молдовы? Они не уполномочены конкретными приднестровцами и нашими органами власти. Я думаю, что ни американцы, ни европейцы, ни кто-то иной не станут говорить, что они [депутаты] представляют приднестровские интересы. Приднестровская территория на выборах в РМ задействована не была, избирательные участки здесь не открывались», - пояснил свою позицию Сафонов.

Совершенно противоположной точки зрения придерживается Валерий Лицкай.

«Много, очень много людей участвовало в выборах и тем самым подтвердило свое нахождение в правовом поле Молдовы. И два депутата в молдавском парламенте есть. Все это создает для Молдовы правовую основу для реинтеграции Приднестровья», - обрисовал он сложившееся положение.

По мнению экс-министра, Кишинев станет активно «разыгрывать карту», связанную с наличием депутатов от приднестровских округов.

«Я думаю, в парламенте Молдовы будет создана комиссия по делам Приднестровья, которую эти депутаты и возглавят. Найдется еще определенное число людей, которые, например, родились в Приднестровье. И подтянут их в эту комиссию, которая будет заседать, а через некоторое время ее члены появятся в Госдуме и скажут: «Ребята, так мы и есть приднестровцы!». Появятся они и в Верховной Раде Украины, где их встретят на ура, приедут и в Европарламент. Кроме того, эти два депутата станут приезжать и в Приднестровье к своим избирателям. И попробуй их не впусти. Я боюсь, что в Москве после нынешней избирательной кампании мнение в отношении ПМР, мягко говоря, изменилось. Приднестровье вставило здесь российской политике большую пилюлю», - отметил Лицкай.

Этот взгляд поддержала бывший заместитель министра информации и телекоммуникаций республики Светлана Антонова.

«По сравнению с 2006 годом, когда проводился референдум, когда и власть, и элиты, и народ были убеждены в нашей независимости, суверенитете, в том, что мы не участвуем ни в каких молдавских выборах, сегодня наша информационная и внешняя политика размывается. При этом Молдова становится более привлекательной для Приднестровья и с социальной точки зрения. Например, у них 40 лет отработал – 6 тысяч леев пенсии. У них тарифы на тепло высокие, но там есть и компенсации, и они не платят за тепло круглый год, как мы. Раньше люди с правого берега приезжали к нам зимовать, хотели наши пенсии, потому что они были выше, теперь же все с точностью до наоборот. Мы теряем и социально-экономические аргументы, и политические. Сейчас же мы серьезно потеряли в глазах России, и я согласна, что с нами разговор будет другой», - полагает Антонова.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей