Сен 10

Приднестровье начало отсчёт третьего десятка лет своего существования. Однако спокойного разговора о достижениях и «отдельных недостатках» не получится, потому что обстановка внутри республики и вне её развивается слишком динамично.

Пройдёт всего полмесяца, и перед нами встанет вопрос: как будут развиваться события на Московских консультациях в формате «5+2»? Совершенно очевидно, что Евросоюз и Молдова попытаются официализировать диалог двух берегов Днестра. Между тем Кишинёв продолжает пребывать в политическом кризисе: президент не избран, правящий «Альянс за европейскую интеграцию» трещит по швам, стране угрожают новые досрочные парламентские выборы. Скорее всего, с этой стороны самостоятельности ПМР мало что угрожает, потому что нестабильность в РМ – как минимум на весь ближайший год.

Куда опаснее для нас наша же экономика. Президент ПМР на ежегодной пресс-конференции 31 августа говорил о позитивных экономических сдвигах. Так, по его словам, внутренний валовый продукт вырос на 3,8%, при этом в его структуре 72% занимает малое предпринимательство и сфера услуг. Он также сказал, что «сельское хозяйство в республике сегодня находится на подъеме», в промышленной сфере занято 29 тысяч 828 человек, на сельхозпредприятиях трудится 5 тысяч 394 человека. В системе здравоохранения насчитывается более 11 тысяч работников, в области образования более 22 тысяч человек, уточнил глава государства.

Однако мы должны помнить, что у нас около 135 тысяч пенсионеров, которые ничего не производят. Да и 33 тысячи медиков и работников образования, при всей архиважности их работы, тоже рассчитывают на тех, кто изготовляет товары и продукты. На этом фоне менее 5,5 тысяч тех, кто трудится на сельзозпредприятиях – не столь уж много.

Наши власти на 2012 год планируют увеличить налоги для предприятий и организаций. Это – демагогический популизм и конъюнктурное заигрывание с пенсионерами. Цель таких игрищ – получить голоса самых активных избирателей. Но с точки зрения развития страны – это самоубийственная политика. Мы дошли до края пропасти, и спасти нас может только поворот лицом к тем, за кем будущее. К тем, кто создаёт национальное богатство, кто стоит у станка, сеет и собирает урожай, везёт товары и открывает скромное кафе… Мы должны чётко понимать, что улучшить жизнь в государстве хочет и, главное, может, в первую очередь, молодёжь, потому что она стремится встретить свои зрелые годы не в «памятнике» и «осколке», а в современном государстве.

Да, такой поворот в политике создаст для наших властей электоральный риск, но через несколько лет он окупится. Потому что снятие удавки с малого и среднего бизнеса, с промышленности двинет народное хозяйство вперёд. Пенсионеры сами же выиграют от этого.

Хватит проедать гуманитарную помощь России! Её надо вкладывать в целевые экономические проекты: в промышленность, в АПК, в медицину, в малый бизнес. Надо лишь набраться смелости это сделать.

В праздничные дни не говорится и о том, сколько у нас управленцев. А между тем несколько лет назад в СМИ сообщалось, что государственных чиновников в ПМР — порядка 25 тысяч. Это немногим меньше, нежели работников промышленности. Поэтому, если прибавить чиновников к учителям, врачам, пенсионерам, получается и вовсе ужасающая для производственного сектора картина. Для полноты счастья мельком вспомним студентов, школьников, детсадовскую молодёжь…

Мы не присоединяем сюда людей в погонах, потому что всем ясно: на демилитаризацию Молдова не пойдёт, а полагаться на любые международные гарантии без собственных силовых структур несерьёзно. Однако в эти праздничные дни мы вправе требовать превращение нашей армии в современное боеспособное войско без дедовщины; нашей милиции в эффективного защитника прав и свобод граждан без вопиющих (хотя бы) злоупотреблений; нашего МГБ в спецслужбу, о реальных результатах работы которой общественность республики бы знала, а не питалась домыслами.

Надо самое серьёзное внимание уделить теоретическому обоснованию существования и развития Приднестровского государства. Сегодня уже недостаточно упоминать о «защите от национал-фашизма», о «румынской угрозе» и т.п. ПМР получит дополнительные шансы на прорыв в будущее, если сможет доказать: рождение и становление республики совпадало с тенденциями мирового развития. ПМР – не аномалия, а часть общей картины, на которой, наряду с нами, изображены Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорный Карабах, Косово, Абхазия, Эритрея, Южная Осетия, Восточный Тимор, а также другие «непризнанные» и «частично признанные» страны. И таких стран становится всё больше, вся политическая карта мира переживает сегодня поистине тектонический сдвиг! В презентации себя перед мировым сообществом надо не противопоставлять ПМР прочим государствам, а показывать республику законной частью идущей вперёд планеты Земля.

Смогут ли сделать это наши политологи, обществоведы, дипломаты, работники государственных СМИ?

Более стабильным, нежели экономическое, выглядит внешнеполитическое положение ПМР. Стабильность эта, конечно, своеобразная, потому что нам пока не удалось добиться признания ни от одной из стран мира. Но, по крайней мере, и Молдова не может заявить о том, что её принимают в Евросоюз. А раз так, то отсутствие чётких евроинтеграционных перспектив несколько связывает руки молдавской дипломатии. Мы этим пользуемся, но что же дальше? Не секрет, что без России никто нас признавать не будет. А Россия не желает это делать, потому что рассчитывает с помощью голосов приднестровских избирателей в будущем закрепить нейтралитет Молдовы, не дав ей вступить в НАТО или присоединиться к Румынии.

Ясно, что вечно тянуть нынешнюю резину будет как минимум трудно. На нас будут давить, и с каждым годом всё сильнее, если только мировой экономический кризис и очередная война за нефть, газ или воду не заставят сильных мира сего позабыть о Приднестровье. Но рассчитывать на помощь Высших сил не следует – они не несут перед нами никаких обязательств. Посему правомерен вопрос: какова наша внешнеполитическая стратегия на случай, если наше нынешнее непризнанное положение затянется на много лет?

И, конечно, надо сохранять в республике трудовые ресурсы. Люди продолжают голосовать ногами. Очевидно, что мы не смогли обеспечить в ПМР такой жизненный уровень, который удерживал бы в стране высококлассных специалистов, квалифицированных рабочих, парней и девушек с высшим образованием. Трудовая миграция – самая большая наша опасность. Каждый год мы теряем несколько тысяч человек. Быть может, на удержание этого «золотого запаса» республики и надо направить российские финансовые транши, а не пускать их «на унитаз»?

Двадцать один год существования ПМР – это значительный срок в нашем неспокойном мире. Но это и показатель того, что времени на внутренние преобразования осталось мало. За каждый неиспользованный год нам предстоит расплачиваться простаивающими заводами, ростом и без того колоссального внешнего долга, невозможностью обеспечить достойную жизнь пенсионерам и молодёжи…

Сможем ли мы по-настоящему взяться за работу? Не знаю. Но одно предельно ясно: если мы не используем этот шанс, другого шанса Её Величество История народу Приднестровья уже не предоставит.

Андрей Сафонов

Отзывов (4) на «Шанс для Приднестровья»

  1. PoLiTiK пишет:

    ПМР …. сколько приятного в этой аббревиатуре!
    Но как же мы сами себе испортили жизнь с этим разделением!
    Но! Всё еще можно вернуть на круги своя!

  2. sasha_kishinevskii пишет:

    Приятно встречать такой коммент тут!

  3. EarShot пишет:

    Ну да, основное население - пенсионеры, а чего ожидать ? Молодежь покидает страну в поисках будущего, а пенсионеры голосуют за Смирнова в надежде вернуть прошлое. И первое и второе не есть хорошо… но такова реальность.

  4. DjAfar пишет:

    вот уже как 21 год со Смирновым республика стоит на месте. пора менять руководство, Смирнова в отставку, Шевчука (марионетку) к власти допускать вообще противопоказано, а вот Каминский (на мой взгляд) самый лучший вариант на сегодняшний день!

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей