Фев 12

Минувший день, отмеченный в календаре почти мистическим и зеркальным сочетанием цифр даты - 11-02-2011, стал для Страны пирамид днем "народной революции на Ниле". Ликованием встретили манифестанты на главной площади Каира Тахрир известие об отставке Хосни Мубарака.

Сотни тысяч демонстрантов провели минувшую ночь на улицах Каира, празднуя победу. Незнакомые люди поздравляли друг друга на улице, вместе пели патриотические песни, устраивали танцы прямо на дорогах, скандируя при этом: "Египет свободен!".

Многие демонстранты уже обзавелись новыми транспарантами. Особенно привлекает внимание тот факт, что все больше активистов оппозиции требуют привлечь к суду бывшего президента и его ближайшее окружение. Один из плакатов на площади уверяет, что Мубарак владеет состоянием, которое оценивается в 70 миллиардов долларов.

Однако на фоне всеобщей радости встречаются и грустные лица. Так, трое братьев держат фотографии четвертого, который погиб на площади Тахрир в ходе столкновений сторонников и противников президента. Другие демонстранты подходили к ним, чтобы выразить соболезнования и высказать слова поддержки.

Об уходе Мубарака со своего поста сообщил вице-президент Омар Сулейман. Он же заявил, что контроль над ситуацией в стране передается Высшему совету вооруженных сил.

Отставке Мубарака, 30 лет возглавлявшего страну, предшествовали противоречивые сообщения информагентств. Сначала речь шла о том, что он покинул страну. Назывались страны, куда мог уехать президент - Германия и Объединенные Арабские Эмираты. Потом пришло известие, что он находится в своей резиденции в Шарм-эль-Шейхе. Главное, что Мубарака нет в Каире и он уже не стоит во главе верховной власти. Пока функции президента исполняет Омар Сулейман, долгие годы возглавлявший египетскую разведку. Это профессионал и человек, лишенный политических амбиций, рассказывает о генерале российский политолог Станислав Тарасов:

"Он пользуется очень заметным влиянием в египетских вооруженных силах и имеет шанс сохранить их поддержку в дальнейшем. Это дает ему возможность претворить в жизнь, во-первых, договоренность с оппозиционными фигурами осуществить "дорожную карту" и обеспечить достойный уход с политической сцены президента Мубарака. Так что в перспективе наступает определенная разрядка напряженности. Потому что сам переговорный процесс с оппозиционными силами предполагает ослабление натиска на правящий режим".

Добавим, что Омара Сулеймана очень уважают в соседнем Израиле, с разведкой которого он наладил сотрудничество. Собственно, в еврейском государстве и не скрывают, что хотели бы видеть преемником Мубарака именно генерала Сулеймана. Но это решать египтянам. А президентские выборы, судя по развитию ситуации, не за горами. Теперь слово за военными, которые до сих пор сохраняли вооруженный нейтралитет. Но именно они в самые сложные для страны периоды брали ответственность на себя.

Так было в начале 50-х годов, когда молодые офицеры во главе в Гамаль Абдель Насером совершили антимонархическую революцию. Кстати, Мубарак был соратником Насера, что помогло ему 30 лет назад стать президентом страны - опять же при поддержке армии.

Однако за годы правления он так и не смог обеспечить населению достойную жизнь и в конце концов привел страну к социально-экономическому и политическому краху. Таково мнение первого заместителя комитета Госдумы по международным делам Леонида Калашникова. Глава российского МИД Сергей Лавров, в свою очередь, заявил, что Москва рассчитывает, что последние события помогут восстановлению стабильности, обеспечению нормального функционирования всех структур власти. Он выразил надежду, что и оппозиционные силы проявят готовность к стабилизации ситуации.

Эксперты с осторожностью прогнозируют дальнейшее развитие событий. Тем не менее многие считают передачу ответственности за развитие событий в Египте военным вполне закономерной. Мнение российского востоковеда Андрея Володина:

"Высший совет вооруженных сил, которому передает Мубарак власть, - это единственная альтернатива. Потому что передавать власть лидерам оппозиции, которые в значительной степени разобщены, которые не имеют лидеров, если хотите, калибра Махатмы Ганди или Джавахарлала Неру, которые могли бы объединить все слои протестующего египетского населения, нерационально. Что будет дальше? Здесь может быть несколько сценариев развития событий, но, с моей точки зрения, наиболее вероятны переговоры Высшего совета вооруженных сил с лидерами оппозиции, прояснение намерений как той, так и другой стороны - как правящего Высшего совета, так и оппозиционных групп и их представителей. Очевидно, что в течение обозримого будущего необходимо проводить прозрачные парламентские и президентские выборы".

Эксперты сходятся на том, что альтернативы демократическому развитию Египта нет. Страна, являющаяся лидером умеренных арабских стран, другого себе позволить не может. Египет играл и продолжает играть ключевую роль в урегулировании палестино-израильского конфликта. И любые поползновения в сторону исламизации страны чреваты резким осложнением обстановки во всем арабском мире. Это понимают египетские военные. Хочется верить, что это понимает и оппозиция.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей