Янв 14

Политика в Приднестровском регионеПрошедший год серьезно повысил градус напряжения в отношениях крупных держав и региональных игроков. 2019 год обещает быть не менее «жарким». Свою лепту готова внести и Молдова, власти которой регулярно обрушиваются с критикой на Российскую Федерацию, в особенности на её военное присутствие в Приднестровье. Правящая Демпартия с каждым годом «накаляет» обсуждение данной темы. На фоне требований сменить формат миротворческой операции на Днестре молдавские чиновники вспоминают о «войне с Россией» в 1992 году и опасаются российской угрозы в настоящем.

К началу 2019 года Республика Молдова окончательно потеряла доверие Евросоюза и оказалась перед угрозой сурового экономического кризиса. В этих условиях единственной возможностью получать «прибыль» как на внутреннем, так и на внешнем уровне является тема региональной безопасности. ДПМ будет будоражить вопросы войны и мира, чтобы привлечь деньги и поддержку из-за рубежа, победить на выборах и «продавить» решение приднестровской проблемы.

Несмотря на беспрерывную критику внутри страны и за её пределами, Плахотнюк и его партия остаются выгодными партнерами США и ЕС в борьбе против российского влияния в регионе. За примерами далеко ходить не нужно: только в последние годы власти РМ отметились высылкой российских дипломатов, запретом въезда на территорию Молдовы политиков и общественных деятелей из РФ, ограничением вещания российских СМИ и т.д. Одновременно молдавские политики и эксперты регулярно напоминают миру об угрозе со стороны России.

Подобные меры ведут к постепенному сужению российского влияния и присутствия в стране, чем руководство РМ на протяжении последних лет старается компенсировать имиджевые потери от проваленных демократических реформ. Долгое время роль «бастиона» беспроигрышно приносила РМ международную поддержку и финансы. Однако доверия больше нет: Европа выдвинула молдавским властям целый набор претензий, не совместимых с их дальнейшей политической жизнью и заморозила финансирование. В этих критических для себя условиях Кишиневу приходится повышать ставки, с одной стороны, усиливая клятвы в своей бесконечной лояльности Европе, а с другой, запугивая своих партнеров различными угрозами с Востока, намеренно нагнетая напряженность. На очереди провокации в духе инцидента в Керченском проливе.

Расчет простой и верный: как бы Брюсселю не нравились нынешние восточноевропейские политические режимы, он неизбежно поддержит их в открытой конфронтации с Москвой. В этом случае власти РМ смогут рассчитывать на понимание и финансы, в том числе для модернизации военных баз рядом с Днестром, проекты по насильственной реинтеграции территории Приднестровья и т.д.

Прекрасно это понимая, Влад Плахотнюк уже монополизировал право на использовать антироссийскую риторику. Спикер Андриан Канду курировал принятие резолюции парламента РМ о выводе российских войск, премьер Павел Филип поднимал эту тему на Генассамблее ООН, а подконтрольный Плахотнюку Конституционный суд объявлял Левобережье оккупированной территорией. Даже главный переговорщик с Тирасполем Кристина Лесник вывела проблему российской агрессии на международный уровень на встрече с коллегами из Грузии и Украины, а потом напомнила о войне с Россией в 1992 году.

Монополия на тему «российской гибридной войны» стала конкурентным преимуществом ДПМ перед политическими оппонентами. Успехи на ниве борьбы с российской угрозой вселяют в демократов надежду, что в период парламентских выборов им удастся вернуть благосклонность западных партнеров.

С приближением выборов власти все чаще прощупывают почву на предмет резкого ослабления российского влияния как в самом регионе, так и на международных площадках. Повод всегда один — Приднестровье. Так, в итоговом заявлении СМИД ОБСЕ по приднестровской проблеме звучит намёк на необходимость обсуждать вопросы безопасности и политического статуса региона. Одновременно растет интерес Кишинева к складам с российскими вооружениями на территории «ПМР». Вице-премьер по реинтеграции Лесник и лояльные Плахотнюку эксперты периодически заявляют о необходимости допуска туда представителей Кишинева и международных организаций.

Показательно, что Кишинев уже переходит от слов к делу — это понятно, ведь ставки на грядущих выборах для нынешних власть предержащих высоки как никогда. С одной стороны, руководство РМ пытается блокировать работу миротворческой миссии Москвы на Днестре. В 2017 году после высылки из РМ пяти российских дипломатов была практически заблокирована работа Объединённой контрольной комиссии, и этот трюк молдавские власти при желании легко повторят. С другой стороны, Кишинев продолжает говорить о необходимости переформатирования операции в гражданскую миссию, и дестабилизация обстановки только добавит веса этим заявлениям.

Склады в Колбасной, миротворцы, зона безопасности — уязвимые точки Москвы, по которым Кишинев бьет раз за разом, проверяя терпение и тестируя возможности ответного маневра Москвы. Внезапная раскрутка вице-премьером Лесник темы «войны с Россией в 1992 году» — своеобразная «артподготовка» нового уровня, которая обозначает готовность Кишинева пойти ва-банк в случае негативных для себя тенденций. Плахотнюк готов рисковать — соблазн одним махом решить все проблемы и обеспечить собственную выживаемость на молдавском политическом Олимпе слишком велик. К тому же, на горизонте выборы в соседней Украине — там без обвинений России в военной агрессии и вмешательстве в политику Киева не обходится по определению, а значит при определенных обстоятельствах нынешние режимы Украины и Молдовы смогут сообща разыграть карту «российской угрозы» в качестве своего последнего довода.

Дмитрий Астахов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей