Дек 03

Вряд ли для кого-нибудь из интересующихся политикой читателей является секретом тот факт, что молдо-приднестровские отношения никогда не были проблемой только Кишинёва и Тирасполя. И это естественно, поскольку они вносят нестабильность в Причерноморский регион и затрагивают интересы расположенных здесь стран. Но не только их. Весь фокус в том, что молдо-приднестровский конфликт есть результат операции США по уничтожению Советского Союза, а затем и разрушению постсоветского пространства, неожиданно для Вашингтона образовавшегося на руинах СССР – Содружества Независимых Государств. Составляющими этапами этого плана являлось и образование антироссийского ГУААМ с целью расколоть Содружество, не допустить укрепления экономических связей, предотвратить углубление интеграции СНГ, за чем могло бы последовать и более тесное военно-политическое объединение. А там и воссоздание нового Союза, чего никак не могли допустить на Западе. Череда так называемых «цветных революций», запущенных на территории СНГ, – ещё один из этапов, за которым, в случае их успеха, должно последовать вступление стран с «оранжевой» властью в НАТО.

К сожалению, есть все видимые причины и основания констатировать, что Россия проиграла и этот раунд «холодной войны» в первую очередь оттого, что старалась убедить, прежде всего себя, в том, что эра «холодной войны» безвозвратно канула в Лету, и в лице Запада она, став на демократический путь развития да ещё двигаясь по рельсам рыночных преобразований, приобрела нового надёжного партнёра. Стараясь выстраивать свои отношения с «новыми партнёрами» со строгим соблюдением международных правил, Российская Федерация априори обрекала себя на поражение.

Соединённые Штаты без тени сомнения растоптали основу международного права, согласно которому дипломатическим представителям запрещается вмешиваться во внутренние дела стран пребывания. Пока из Кремля звучали уверения в том, что Россия уважает суверенитет и территориальную целостность всех стран Содружества, американские посланники в странах СНГ не теряли времени даром. И вот уже в нейтральной по Конституции Молдове обустраивается центр НАТО, а Киев и Тбилиси на саммите НАТО в Бухаресте получают ясный сигнал от альянса – «мы вас ждём».

То, что произошло затем в Грузии, нельзя списывать на импульсивность и неуправляемость Саакашвили. Война с Южной Осетией, а по существу Грузии с Россией, была срежиссирована в Вашингтоне. Более того, поражение Грузии у американских инструкторов не вызывало сомнений. В Вашингтоне давно готовы были пойти на размен, и взамен Абхазии с Южной Осетией заполучить в свои объятия Грузию, а значит, и обеспечить себе ещё одну постоянную точку опоры в дальнейшей борьбе с Россией, расположив на Кавказе, в Черноморском бассейне свои мощные армейскую и морскую базы. А ведь Чёрное море совсем недавно считалось практически внутренним морем Советского Союза!

Вашингтон-то был готов, но решение вопроса тормозилось заявлениями Москвы о соблюдении Россией территориальной целостности Грузии. Не могли же из Белого дома крикнуть: «Да плюньте вы на её целостность! Махнём, не глядя!». Россию нужно было вывести из себя и заставить сделать этот давно ожидаемый Америкой шаг. Вот для чего Саакашвили подтолкнули к войне!

Грузия – уже де-факто страна НАТО. За юридическими процедурами дело не станет. Можно с большой долей вероятности предполагать, что соответствующие документы находятся в процессе завершения.

Остаётся Украина. Но за спиной Украины – Приднестровье, появление и упорное ориентирование на Россию которого никак не вписывалось в американский план. Да к тому же пусть пока ещё с небольшим, но всё же российским воинским контингентом и достаточно большими армейскими складами и, надо полагать, не пустыми.

До сих пор вывод российского воинского контингента, состоящего из миротворческого батальона и небольшого подразделения, охраняющего склады в Колбасне, напрямую увязывался с окончательным урегулированием отношений между Кишинёвом и Тирасполем. До определения политического статуса Приднестровья ни о каком выводе миротворцев не может быть и речи. Но и в данном случае речь не может вестись о российских войсках. Их в Приднестровье давно нет. Это аксиома, поскольку российские миротворцы имеют международный статус, и не знать прописной истины в посольстве США в Кишиневе не могут. Однако новый посол США в Молдове Азиф Чодри, выступая перед предварительно отобранными журналистами в основном только тех приднестровских изданий, которые соответствуют представлениям американского дипломата о демократической прессе, куда не входят государственные СМИ Приднестровья, заявил, что независимость Молдовы в её международно-признанных границах – главный принцип, на котором должно строиться приднестровское урегулирование. А для этого необходимым условием является полный вывод российских войск.

Президент России Дмитрий Медведев намерен продемонстрировать гибкость и многоплановость в решении территориальных конфликтов на постсоветском пространстве и не рубить «гордиев узел», как это он проделал на Кавказе, а попытаться развязать его, полагая, что в отношениях между Кишинёвом и Тирасполем не всё ещё потеряно. При этом он не торопится, для Москвы время терпит. Но у нынешних властей США его осталось слишком мало, и есть опасения, что идущий на смену Бушу избранный президент Соединённых Штатов Барак Обама будет проводить более умеренную политику. В Вашингтоне спешат, и для того, чтобы оградить свободу самостоятельных действий новому президенту и поставить его перед необходимостью идти курсом Буша, пытаются отчаянно втянуть Россию и Украину в военный конфликт. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать заявление посла США на Украине Тейлора: «Мы поддерживаем желание Украины. Мы считаем, что она готова присоединиться к НАТО уже сейчас, без выполнения ПДЧ. Существуют другие пути, как подойти к следующему этапу – членству. Польша, Венгрия и Чешская Республика не имели ПДЧ, они присоединились, как только достигли критериев. Если ПДЧ невозможен, мы поищем другие пути, как сделать то, чего хотят украинцы и их лидеры и правительства».

Заявление явно провокационное, рассчитанное как на российское руководство, молодое и горячее, так и на реакцию российского обывателя, который, по расчётам американцев, непременно должен воспылать ненавистью к украинцам на бытовом уровне. И то, что интернетовские сайты уже пестрят взаимными обвинениями украинских и российских пользователей, говорит о том, что частично их расчёт оправдывается. Самое страшное – не распри политиков, а ненависть народов по отношению друг к другу.

Более того, в Вашингтоне не стремятся во что бы то ни стало сохранить территориальную целостность Украины. Там хорошо понимают, что сегодня их ставленник Ющенко готов постелить страну под натовский сапог. Но им нужно торопиться, потому что дни «оранжевой» власти на Украине сочтены, и вполне вероятно, что следующий президент развернёт украинский корабль на сближение с Россией, и тогда не только рухнет план по вступлению Украины в НАТО, но и укрепится славянское могущество. Ведь ещё старый лис Бзежинский метко подметил, что без Украины Россия не держава, а с Украиной – держава!

Поэтому, чтобы не потерять целое, США не побрезгуют и куском Украины, который им достанется гарантированно в случае военного конфликта Киева с Москвой, что неминуемо приведёт к распаду украинского государства на западную и восточную части. Этим Соединённые Штаты одновременно «убьют» двух зайцев. Во-первых, раздробив Украину, они исключат возможность объединения её в исторической перспективе с Россией и укрепления славянского единства (согласитесь, что часть меньше целого). Во-вторых, передав Западную Украину Польше, Вашингтон значительно укрепит позиции основного исторического противника России и максимально приблизит свои военные базы к территории Российской Федерации. При этом полуостров Крым, где угрожающими темпами растёт татарская диаспора, вовсе не обязательно достанется России. На него, как известно, претендует Турция.

Сегодня всё это кажется маловероятным, но скажите, кто из нас, к примеру, в восьмидесятом году во время проведения в Москве Олимпийских игр мог предположить, что Советского Союза не станет всего через каких-то десять лет?

«Какой выход для России из этой непростой ситуации?» – спросит читатель. И есть ли он вообще? Человек увереннее себя чувствует, когда твёрдо стоит на обеих ногах. Так и для России нужны две точки опоры, чтобы выстоять и предотвратить не только распад Украины, но и вступление её в НАТО. Для этого необходимо на высшем уровне вспомнить, что при передаче Крыма Украине Севастополь не входил в состав Крымской автономии, а оставался городом всесоюзного значения, закрытой военно-морской базой СССР, и в новом договоре с Украиной, строить взаимоотношения, опираясь не на эмоции, а на документы. Севастополь – есть территория Российской Федерации. Это первая точка опоры. Она позволит сохранить Крым в составе Украины и, вполне возможно, в исторической перспективе вернуть его в состав Российской Федерации.

Далее руководству России следует проявить политическую волю и, констатируя статус-кво, признать государственную независимость ПМР. Расположив на её территории свою военную базу, Россия тем самым не только обретёт вторую точку опоры, но и, «подперев» Украину с юго-западного направления, предотвратит её распад и сделает бессмысленными все потуги Вашингтона и Брюсселя по втягиванию её в НАТО.

Ведь в таком случае российская военная база будет в самой сердцевине натовского альянса!

О намерениях США можно судить и по косвенным признакам, собственно, так часто и поступают разведчики. Тот факт, что Соединённые Штаты намереваются финансировать проект реконструкции автомобильных дорог на территории Молдовы, говорит не об их альтруизме, а о далеко идущих стратегических планах. Американские военные предпочитают передвигаться по хорошим дорогам в местах своей долгосрочной дислокации. И этим всё сказано.

Виталий Островский

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей