Окт 20

Андрей СафоновВ прошедшую пятницу, 18 октября, старая добрая дискуссионная площадка в лице Института социально-политических исследований и регионального развития (ИСПИРР) вновь пригласила экспертов и аналитиков обсудить важную тему. А тема была такова: «Переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем: окончательное урегулирование или новая заморозка?».

Присутствовали, среди прочих, директор Института, бывший заместитель министра иностранных дел ПМР Игорь Шорников; его заместитель, матёрый журналист Андрей Моспанов; политолог и экс-депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Дирун; бывшая руководительница информационного агентства «Ольвия-пресс» Светлана Антонова; кишинёвский эксперт Владислав Пилипенко; бывший главный редактор газеты «Адевэрул Нистрян» Сергей Санду и другие участники.

Докладчик И. Шорников расценил фактический срыв Братиславских переговоров, произошедших, как сообщалось в СМИ, по вине Кишинёва, как своего рода сенсацию. Ведь в последние годы диалог всё-таки дал кое-какие результаты. С моей точки зрения, случившееся в столице Словакии логично: ведь финансово-экономическое давление на Приднестровье после смены власти в Молдове являлось как раз подготовкой к давлению политическому. Так Кишинёв действует с 1990 года, с момента образования Приднестровской Молдавской Республики.

Всему этому сопутствовали слухи, будто молдовский переговорщик Василий Шова, работающий в этой сфере ещё со времён Владимира Воронина, хотел надавить на Приднестровье, поставив вопрос о «правах человека в регионе». Если это и так, то осторожность вовремя остановила кишинёвскую делегацию. Закрывающиеся русские школы, невозможность попасть на государственную службу тем, кто не владеет молдавским языком, максимально урезанные полномочия Гагаузской Автономии – всё это несколько снижает убедительность вероятных кишинёвских упрёков…

Проводя аналогии с 2003 годом, когда появился известный «Меморандум Козака», И.Шорников предположил, что мы, возможно, находимся, «весной 2003-го». То есть, как можно было понять из слов оратора, проект возможного документа не появился, но в перспективе появиться может. Однако, мы не должны забывать, что в 2003 году Молдова была сравнительно «вольной птицей», тогда как с 2014 года она плотно взята в управление Запада через Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, что исключает её участие в евразийской интеграции.

Это делает невозможным компромисс а-ля 2003 год (так и не достигнутый, правда). Ассоциация РМ-ЕС означает автоматически вывод российских войск и полное геополитическое отсечение Приднестровья от России. А после этого неизбежно давление на ПМР со стороны США, ЕС и Румынии всеми методами – экономическим, политическим и военным. На это ни один нормальный приднестровец не пойдёт. Жизнь и безопасность дороже…

Обсудили и т.н. «Большой Пакет» по приднестровскому урегулированию, который рекламируют Президент РМ Игорь Додон и его уполномоченный по вопросам реинтеграции Василий Шова. Сошлись во мнении: этот «пакет» пустой, но его можно наполнить теми или иными пунктами со стороны руководства Молдовы. Одна из проблем в этом отношении заключается в том, что между И. Додоном и блоком АКУМ М. Санду-А. Настасе имеются тактические расхождения. Тактические – это потому, что ни одна из составных частей правящей коалиции не согласна даже на федерализацию бывшей Молдавской ССР. Правда, Приднестровье её и не просит, но не пора ли Кишинёву сообразить, что спустя почти 30 лет после раскола Советской Молдавии, после провала «дранг нах Остен» 1992 года, после складывания самостоятельных государственных структур по обе стороны Днестра, после возмужания нескольких поколений, не живших в СССР и единой Советской Молдавии, говорить об «автономии» применительно к ПМР – несерьёзно»?!

Подискутировали о внутренней ситуации в самой Молдове. Я обратил внимание на то, что горячо приветствовал смену власти в Кишинёве известный американский эксперт румынского происхождения Владимир Сокор, человек яро антироссийских взглядов. Приднестровье, кстати, тоже не входит в число наиболее любимых им государств. Это позволяет мне повторить ещё в июне высказанную точку зрения: события 7-14 июня представляли собою комбинацию, в которую Запад вовлёк Россию, а потом «кинул» её и установил более полный, чем ранее, контроль над Молдовой. И к месту один из выступающих привёл следующий факт: Премьер Санду не поддержала «Большой Пакет» Президента Додона, а администрация Президента РМ, похоже, с этим согласилась…

Участники форума ИСПИРР отметили: практически все кишинёвские руководители стоят на позиции вывода российских войск и эвакуации боеприпасов. Думаю, это никак не разделяется приднестровцами, которые отнюдь не горят желанием в «день Х» остаться без союзных российских солдат и без боеприпасов, с помощью которых можно отбиться от потенциального супостата. Одно дело – утилизация, к примеру, старых тяжёлых авиабомб (и то в неопределённой перспективе). Ну, нет у ПМР тяжёлых бомбардировщиков. Совсем другое – стрелковое оружие и бронетехника. Они очень даже нужны!

Кстати, ещё один признак того, что США и ЕС обошли Москву в Молдове в июне – это фактический отказ ВСЕХ молдовских лидеров из числа вождей правящей коалиции от досрочных выборов Парламента Молдовы. Я напомнил, что российские представители говорили, что смена власти позволит очистить госаппарат РМ от ставленников лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, а через несколько месяцев провести воистину свободные выборы корпуса законодателей Молдовы. Однако, после этого дипломаты США и ЕС несколько раз заявляли, что, мол, коалиция Партии Социалистов Республики Молдовы и блока АКУМ так хорошо начали свою работу, что должны отработать весь свой 4-летний парламентский срок без всяких досрочных выборов. И Президент Додон заявлял о том же: хорошо бы отработать весь срок! Об этом не раз сообщалось в СМИ.

Мы уже не говорим о том, что общеизвестно: реальная власть в Молдове в руках правых, ибо в Правительстве у блока АКУМ 9 министров из 11-ти. Комментарии излишни.

Но и у нас есть проблемы. Порой наша информационная машина работает топорно, освещая события в Молдове, слабо мы работаем на упреждение, да и, говоря о внутренних проблемах, наши госСМИ рисуют благостную картину. Мол, у нас всё путём. На деле это расхолаживает людей, а у некоторых вызывает законное раздражение, так как с проблемами каждый из нас сталкивается наяву.

Всё это говорит о том, что показывать положение дел в той же Молдове нужно на фактах, а не использовать лозунги, пусть верные по сути, но бессодержательные в конкретике. Например, каждый человек должен знать, что визит министра обороны России Сергея Шойгу в Молдову «неофициальным» назвала сначала Премьер Санду, а потом и Президент Додон. Это ли не показатель «игры в 4 руки» руководства Молдовы? Далее. Президент Додон публично одобрил назначение на пост главы внешнеполитического ведомства Молдовы Николая Попеску, а тот на переговорах в Москве с Сергеем Лавровым стал требовать безоговорочного вывода российских войск с берегов Днестра. Раньше так обострять обстановку лицом к лицу молдовские дипломаты себе не позволяли… Премьер Санду ездила в Вашингтон, Брюссель, Бухарест, Берлин… А в Москву ехать не спешит. Это, конечно, её решение, но это наверняка уже отметили те, кто в России полагал, будто Россия на равных разделит влияние в бывшей МССР с Западом. И убеждал в этом Президента России…

Как представляется, местные выборы, которые сегодня идут в Молдове, в значительной мере повлияют и на переговоры между Кишинёвом и Тирасполем. Как-никак, а провинция – это опора всех столиц. Расстановка сил там важна. Мы уговорились провести новое заседание уже по теме итогов этих самых местных выборов.

Так что – ждём!...

Андрей Сафонов, депутат Верховного Совета ПМР


Один отзыв на «Обсуждаем молдо-приднестровские переговоры»

  1. РМН пишет:

    Сафонову …”.Совсем другое - стрелковое оружие и бронетехника.Они очень даже нужны.” - Да ты батенька милитарист, или может просто идиот ?

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей