Янв 24

Непризнанные государства

С началом текущего года эксперты-международники все чаще говорят о нарастающей динамике вокруг непризнанных территориальных образований. События, которые происходят в этих регионах, едва ли можно рассматривать как простое совпадение или случайность.

В минувшем году у всех на слуху была ситуация вокруг косовского урегулирования. Многим казалось, что Белград и Приштина уже достаточно близко подошли к достижению окончательного компромисса. Предполагалось, что всеобъемлющая сербско-косовская договоренность так или иначе может помочь с развязкой в других проблемных зонах – в частности с политической разморозкой конфликтов на постсоветском пространстве. Однако, в силу ряда непреодолимых разногласий, переговоры Сербии и Косово были поставлены на паузу, а частично признанная республика погрузилась в глубокий внутриполитический кризис.

Тем не менее, дипломатическая работа, видимо, не прекращалась, и на текущей неделе появились первые сигналы о том, что внутриполитический тупик может быть преодолен (судя по всему, не без участия Вашингтона и Брюсселя). Как стало известно, после выдвижения косовским президентом кандидатуры нового премьера с визитом в Приштину на следующей неделе ожидают еврокомиссара по внешней политике Жозефа Бореля. Европейский чиновник планирует провести консультации по вопросу формирования нового правительства Косово.

Одновременно с этим, в понедельник, 20 января, Сербия и Косово при активном содействии американской дипломатии договорились и подписали меморандум о возобновлении авиасообщения между двумя столицами – Белградом и Приштиной (впервые со времен конфликта). Встреча делегаций прошла в Берлине, в посольстве США в Германии. Документ также подписали представители немецкой компании Lufthansa, которая предположительно будет осуществлять коммерческие авиаперевозки. Этот достаточно мощный в своем политическом символизме шаг, который, как ожидается, придаст совершенно иное «дыхание» сербско-косовскому диалогу.

Тем временем, другой европейский чиновник Томас Майер-Хартинг, «зафрахтованный» албанской дипломатией на период председательства этой страны в ОБСЕ, находится с трехдневным визитом в Молдове, где разгораются непростые сюжетные линии вокруг приднестровского конфликта. Каким именно практическим итогом завершится этот визит сказать пока сложно, хотя к очевидному результату можно отнести прекращение автомобильного противостояния, которое было приостановлено во многом из-за этого визита.

Отдельный интерес представляет ситуация вокруг конфликтов на Северном Кавказе. Так, после весьма длительной паузы российские военнослужащие возобновили работы по установлению т.н. границы между Южной Осетией и Грузией. По данным грузинской стороны, специалисты продвинулись примерно на 200 м вглубь территории, контролируемой конституционными властями. По подсчетам Тбилиси, такое развитие событий может в итоге привести к тому, что Грузия де-факто уменьшится еще на несколько десятков гектаров. Между тем, с 29 августа 2019 года прекращены встречи между грузинской и осетинской делегациями в формате механизма предотвращения инцидентов, в рамках которого обсуждаются и подобного рода проблемы.

Несмотря на сложный внутриполитический кризис, который разразился в Абхазии в начале года, в турецкой прессе стали появляться любопытные детали идущих по разным каналам дискуссий вокруг судьбы двух непризнанных образований – Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) и Республики Абхазия. В частности, экс-начальник отдела внутренней безопасности Генштаба Турции, директор научно-исследовательского института «Турция в XXI веке» Унал Атабай озвучил информацию, что в Кремле всерьез изучается возможность заключения следующей сделки. В обмен на устранение препятствий, существующих с Турцией в Сирии, и сотрудничество в энергетической сфере в Восточном Средиземноморье якобы планируется признать ТРСК или обеспечить для начала признание Абхазией, после чего Турция также признает непризнанную кавказскую республику. Таким образом, Москва рассчитывает получить военную базу в ТРСК, а кроме того, в перспективе создать пункт материально-технического снабжения, который будет использоваться в процессе восстановления Сирии.

В целом можно с уверенностью говорить о том, что международное внимание к конфликтным зонам и непризнанным территориям отнюдь не ослабевает, как может показаться из внутриполитических процессов в странах-глобальных акторах. Мировые и региональные процессы не стоят на месте, а вместе с ними и позиции ключевых игроков, в результате чего можно наблюдать реактуализацию неурегулированных конфликтов, которые становятся частью тактических и стратегических раскладов. Приднестровское урегулирование пока далеко от эпицентра геополитических игр. Однако активно развивающаяся международная обстановка вокруг Молдовы в последние несколько лет дает основания говорить о том, что переформатирование молдавского пространства – это лишь вопрос времени.

Дмитрий Астахов


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей