марта 31

Лекарственная блокада

Власти Приднестровья обвинили Кишинев в намеренном блокировании ввоза лекарств на территорию республики В условиях пандемии ситуация получается максимально скверная. Кто в ней прав и кто виноват, попробует разобраться политический обозреватель «Regional Trends Analytics» Сергей Чебан.

На текущий момент практически весь мир занят борьбой с коронавирусной инфекцией, объединяя усилия в поиске лучших практик и механизмов минимизации последствий пандемии, а лучшие государственные умы бьются над тем, как смягчить негативные проявления и стремительно наступающий экономический кризис. И хотя старые проблемы оказались погребены под ворохом новых, они никуда не делись, что и доказала очередная тяжба между Кишиневом и Тирасполем.

Как стало известно, на минувшей неделе левобережные поставщики фармакологической продукции пожаловались тираспольской администрации на возникшие сложности при импорте медикаментов. Местные СМИ сообщают о том, что несколько автомобилей с лекарственными средствами по каким-то причинам простояли около недели на молдо-украинской границе. Лишь после вовлечения политиков, а также участников переговорного процесса данный вопрос удалось решить, и автомобили, наконец, заехали в регион.

Известно, что тематика импорта медпрепаратов уже несколько лет является поводом для взаимных упреков сторон, преимущественно в рамках реализуемого Кишиневом и Киевом проекта по организации цепи совместных пунктов пропуска на общей границе, включая приднестровский сегмент. Скудные сводки с полей переговорного процесса доносят сведения о том, что с годами на каждом берегу сложилась своя собственная «потребительская корзина» медицинской продукции, которая, к слову, весьма выгодна населению. Как показывает практика, если человеку нужны современные европейские препараты, то приднестровские жители едут за ними на правый берег, в то время как за бюджетными лекарственными средствами, произведенными в странах СНГ, правобережное население выезжает в Приднестровье.

Постфактум многие эксперты задаются вопросом о причинах, способствовавших новым осложнениям в отношениях Кишинева и Тирасполя. В период введения общереспубликанского карантина и закрытия границ многие задавались вопросом о том, каким именно образом молдавские власти смогут обеспечить территориальную замкнутость с учетом очевидно условного контроля на приднестровском участке границы с Украиной, и пойдут ли они на усиление мер контроля в зоне безопасности. В итоге к 16 марта, по всей видимости, после консультаций с Киевом, все украинские пункты пропуска на приднестровском участке государственной границы были закрыты. Тем самым вероятность проникновения коронавирусной инфекции с неконтролируемого участка границы была сведена к минимуму, а Тирасполю было в очередной раз продемонстрировано, «кто в доме хозяин».

Решая вопросы эпидемиологической безопасности, вероятнее всего, побочным эффектам должного внимания уделено не было. Так, в результате весь импорт левобережья был переориентирован на несколько пунктов пропуска на юге и севере страны. Однако, судя по всему, ни центральные власти, ни нормативная база не были готовы к потоку грузов в Приднестровье, поскольку применение к нему действующего молдавского законодательства оказалось затруднительным. В итоге Комиссия по Чрезвычайным Ситуациям во главе с премьер-министром Ионом Кику была вынуждена принять несколько решений и императивно ввести их в отступление от существующей нормативно-правовой базы. Однако, ввиду фактора времени и непонимания того, как именно реагировать на возникшую ситуацию, молдавские власти понесли репутационные издержки, которых можно было избежать.

Есть ощущение, что сюжет с медикаментами может стать лишь первым «черным лебедем», и проблемы вокруг приднестровского импорта будут только нарастать, вынуждая Кишинев отвлекаться от главной эпидемиологической проблемы и регулировать их ручном режиме. Складывается ощущение, что принятые наспех политические решения без должного экспертного анализа в итоге могут нанести стране достаточно большой ущерб.

Нет сомнений в том, что Тирасполь обязательно воспользуется этой ситуацией. Например, чтобы представить всем участникам переговорного процесса в нужном свете и под нужным углом последствия молдо-украинского таможенного контроля на приднестровском участке государственной границы. Получается Кишинев не просчитанными действиями лишь усилил позиции администрации региона, усиленно критикующей проект совместного контроля, который и без того сложно реализуется уже третий год.

Очередное обострение в отношениях двух берегов Днестра демонстрирует изъяны и несовершенство молдавской системы, которая не в состоянии абсорбировать приднестровский импорт. В таких условиях только самые смелые могут рассуждать о поглощении региона в целом на нынешнем этапе. Вероятнее всего, властям, экспертному и научному сообществу Молдовы предстоит еще немало поработать над тем, чтобы решить для начала организационно-технические условия в рамках того же переходного законодательства, а затем сформулировать общее понимание молдавского общества о том месте, которое необходимо отвести левобережью в общем политическом, социально-культурном и финансово-экономическом пространстве.


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей