Дек 13

Молдавская политика

После формирования «технократического» правительства Иона Кику внешняя политика Молдовы все больше приобретает признаки многовекторности. Молдавские власти пытаются понравиться всем и ищут счастья, прежде всего финансового, и на Западе, и на Востоке. Прагматичный подход к международным контактам страны даже заставил главу государства, по крайней мере, на время пересмотреть свои прежние взгляды по отдельным вопросам. Тем не менее, примерное поведение пока не слишком помогает наладить отношения с ближайшим соседом – Румынией.

Как и Кишинев, Бухарест в этом году прошел через процедуру антиолигархического очищения. Лидер правящих в Румынии социал-демократов (кстати, считавшихся покровителями Демпартии и Влада Плахотнюка), Ливиу Драгня, отправился в тюрьму. К власти в результате политических перестановок пришли сторонники президента Клауса Йоханниса, который, в свою очередь, без особых трудностей переизбрался на второй срок.

Как известно, у румынского лидера сложились хорошие личные отношения с руководителями блока «ACUM» – Майей Санду и Андреем Нэстасе. Поэтому неудивительно, что после падения режима Плахотнюка в Молдовы и почти одновременного крушения власти социал-демократов в Румынии отношения двух государств в целом сохранили позитивный настрой. Более того, Майя Санду свой первый официальный зарубежный визит на посту премьера показательно совершила именно в Бухарест.

Однако после разрушения правящей коалиции ПСРМ и ACUM начались проблемы. Официальный Бухарест даже и не пытался скрывать своего разочарования переменами в руководящей верхушке РМ, а Клаус Йоханнис назвал вотум недоверия против правительства Санду «вотумом против Молдовы». Эта реакция была ожидаемой. Во-первых, благонадежных и дружественных проевропейцев в правительстве сменили условно пророссийские социалисты. Во-вторых, неформальный лидер ПСРМ, президент Игорь Додон, несомненно, является самым известным противником идеи объединения Молдовы и Румынии и критиком любых мер, которые, по его мнению, хоть как-то приближают гипотетическую унирю.

Холодок в отношениях двух президентов был легко заметен и по их личной встрече в Нью-Йорке, где Йоханнис не только не ответил на предложение Додона нанести визит в Кишинев, но и не выступил с ответным приглашением.

Неудивительно, что на прошедшем саммите глав МИД стран-членов ОБСЕ министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску прямо сказал, что поддержка Молдовы Бухарестом будет пересмотрена: «Поддержка Румынии, в том числе и финансовая, не сможет продолжаться в ожидаемых объемах, а будет переориентирована, в зависимости от конкретных действий нового правительства». При этом Румынский министр не преминул вновь похвалить уже бывшее правительство Санду за успехи в реализации реформ, борьбе с коррупцией и обеспечением независимости юстиции.

Буквально через несколько дней Ауреску перешел от слов к делу и представил в Совете по иностранным делам ЕС инициативу, предполагающую установление жесткого мониторинга ситуации в РМ, а фактически – едва ли не внешнее управление. В частности, в ней говорится о тщательном и строгом контроле за действиями Кишинева по исполнению Соглашения об Ассоциации с ЕС и обуславливанию финансовой помощи и политической поддержки ЕС реальным прогрессом в осуществлении реформ. Кроме того, подчеркивается ориентация поддержки на «проекты, представляющие непосредственный интерес для граждан Молдовы». То есть, говоря простым языком, деньги будут давать непосредственно в регионы, а не правительству Кику. Последнее же наверняка полностью отлучат от финансовой помощи Евросоюза как раз под предлогом провала европейских реформ.

Чувствуя момент, экс-премьер Майя Санду обрушилась с критикой на внешнюю политику Додона, которая, по ее мнению, привела к ухудшению отношений с Киевом и Бухарестом и поставила под угрозу энергетическую безопасность страны. Кроме того, лидер PAS пообещала массовые протесты в случае перебоев с поставками газа.

Транзита голубого топлива в Молдову действительно остается крайне острым вопросом с учетом отсутствия серьезных подвижек в переговорах Москвы и Киева. При этом складывается ощущение, что власти РМ до последнего надеются на украинский маршрут поставок газа, и альтернативные сценарии проработали достаточно слабо. На данный момент самым реальным вариантом считается реверс газа из Румынии через систему трансбалканских трубопроводов.

В условиях очевидного похолодания отношений Кишинева и Бухареста, а также заявлений Санду, некоторые эксперты стали говорить чуть ли не о «закрытии румынской трубы» для реверса газа в Молдову в следующем году. Однако, на наш взгляд, такой радикальный шаг со стороны Бухареста все же маловероятен. В случае проблем с украинским транзитом Румыния, скорее всего, выручит соседей. Но, несмотря на это, иной поддержки Бухареста Игорю Додону и социалистам ждать точно не стоит. Установление жесткого контроля ЕС за деятельностью правительства Кику – лишь первый в череде недружественных шагов, которые будут нацелены на устранение власти ПСРМ и реванш проевропейских сил на ближайших президентских и возможных досрочных парламентских выборах.

Владимир Ротарь


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей