марта 18

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости введения наднациональной денежной единицы, которая не была бы замкнута на конкретную страну и тем самым не оказывала негативного влияния на экономики мира. Другими словами, предложено подорвать американскую мощь, заменив один из его главных инструментов влияния. Подобный проект Москве надо было вносить в начале 90-х, когда она ещё могла продавить вопрос на практике, имея качественно иное влияние на многие, в первую очередь соседние, государства.

Однако на тот момент в России свирепствовали либеральные подходы, и тезис об ущербности американской экономики озвучивали исключительно русские национальные радикалы. Националисты первыми предложили убить доллар внутри РФ, предупреждая о возможных губительных последствиях. Но к маргиналам тогда, естественно, никто не прислушался.

У России был как-то и ещё один шанс нагнуть доллар, когда несколько лет назад Президент Путин предложил гнать сырьё за границу не за доллары, а за рубли, образовав сырьевые биржи на российской территории. Но полезная идея своего практического развития так и не получила. До кризиса тогда оставалось несколько лет, и за счёт такой превентивной меры Москва вполне могла бы подготовиться к мировому обвалу.

Самое обидное для обиженных экономик состоит в том, что наднациональная валюта вводится не по чьему-то желанию, а по элементарному праву силы. Здесь можно провести аналогию с НАТО и Варшавским договором. Варшавский договор рухнул сам, поэтому обиженной, проигравшей стороне глупо выставлять Брюсселю претензии в плане того, что «альянс находится в тупике». Претензии к доминирующему доллару сегодня выглядят так же нелепо.

Америка никогда не объявляла доллар глобальной денежной единицей, однако после развала СССР он естественным путём стал превалировать в мировых процессах. И пока Вашингтон удерживает контроль над более чем 80% государств, пока он печатает доллар у себя дома в любых количествах, пока раздаёт долларовые кредиты, кому и когда считает нужным, все пожелания о более справедливой системе останутся благопожеланиями. Пусть даже они имеют под собой реальные основания.

Наивно обольщаться и на счёт евро, который любят приводить в пример кабинетные экономисты, считая эту бумажку потенциальным противовесом доллару. Нельзя забывать, что евро возник как элемент объединения Европы, а объединение Европы никогда не состоялось бы без прямой поддержки США, являясь их коренным геополитическим проектом.

Евро – по сути, вторая, «резервная» американская валюта, которая ещё не сыграла предназначенную ей стратегическую роль. И эта роль предельно простая. США могут бесконечно решать свои глобальные экономические интересы, используя двойное валютное коромысло – меняя то курс евро по отношению к доллару, то наоборот, и зарабатывая на разнице курсов.

А когда Вашингтону совсем разонравится та или иная неблагодарная страна, он может провести воспитательную кампанию: сначала сбросить там курс доллара, автоматически вынуждая население перетечь в евро, а потом обрушить и этот, ничем не обеспеченный, евро. И население (в том числе российское) никогда не сможет предъявить претензии к Вашингтону по поводу его собственных денег и денег сугубо европейских, которые почему-то ходили в данной конкретной стране.

Поэтому, чтобы ввести новую наднациональную валюту надо занять место США или как минимум занять Вашингтон.

Григорий ТРОФИМЧУК, Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей