Апр 21

Довольно интересные события происходят в последние недели в энергетической политике Южного Кавказа и соседних регионов. После того, как разразился мировой экономический кризис, который вызвал некоторое уменьшение потребления газа в Европе и особенно после того, как доживающий свои дни, но никак не желающий окончательно испариться режим Ющенко организовал очередные диверсии против России в виде блокады доставки российского газа в Европу через свою территорию и провокационного подписания с руководством Евросоюза декларации о реабилитации своей газотранспортной системы без участия России, были приняты, по-видимому, ответные меры.

В частности, Газпром резко снизил покупки газа у Туркменистана, который не перестает шантажировать руководство России угрозой присоединения к полумифическому и политически ангажированному проекту «Набукко», и активизировал контакты с Азербайджаном для закупки газа у этой страны. Если этот контракт будет подписан и получит в дальнейшем свое развитие, азербайджанский газ может частично или в долгосрочной перспективе даже полностью заменить туркменский в газовом балансе Газпрома, предназначенном для снабжения европейской части России, Украины и Европы.

В свою очередь, Туркменистан может до скончания веков дожидаться постройки «Набукко» и особенно газопровода по дну Каспийского моря, но так как юридический статус этого водоема до сих пор не определен, и по-видимому, долго еще не будет определен, начинать масштабное строительство в закрытом водоема без статуса никто не будет. Однако Туркменистану свой газ куда-то надо девать. Газопровод на Китай к будущему году начнет, по всей вероятности, функционировать, но его заявленная мощность в 30 миллиардов кубометров в год, с перспективой увеличения до 40, окажется недостаточной для нормальной загрузки туркменских газовых месторождений, если экспорт газа в направлении России будет значительно снижен.

Тогда возникает перспектива экспортировать туркменский газ в Иран, как для своповых (обменных) операций, по которым туркменский газ будет подаваться в северные районы Ирана, а взамен из южных портов будет отгружаться сжиженный газ в Европу и другие регионы мира, так и для загрузки предложенного Ираном Персидского газопровода, который может пройти через Ирак, Сирию и Средиземное море до Италии или Греции.

В результате и азербайджанский, и туркменский газ будут экспортироваться большей частью в меридиональном направлении, один на север, другой на юг, что обеспечит в регионе Южного Кавказа и западной части Центральной Азии сильные позиции двух региональных держав – России и Ирана, как гарантов мира в этой части света и недопущение его превращения в американский плацдарм для дестабилизации и контроля всего Ближнего, Среднего Востока и Центральной Азии.

Также в этом случае появляются возможности приблизиться к решению проблемы Карабаха на основе компромисса между Арменией и Азербайджаном, под наблюдением и гарантиями прежде всего России и Ирана, а также Турции. Открытие границы между Арменией и Турцией, если это произойдет не спеша, без участия и давления американцев, которые не смогут использовать территорию Армении и Азербайджана для транспортировки военных грузов без согласования с Россией и Ираном, включит и Турцию в процесс постепенного разблокирования Карабахской проблемы усилиями только региональных игроков, с минимальным участием США и других стран.

Если добавить к этому заключенное на днях соглашение между Арменией и Ираном о строительстве железной дороги между двумя странами, то в случае реализации этого проекта появляется еще одна меридиональная транспортная артерия, которую также можно в будущем удлинить и довести через Грузию до Черноморского побережья России и Восточной Украины, а это еще больше укрепит региональное сотрудничество стран Южного Кавказа, России и Ирана.

Однако США, стремясь не допустить такое развитие событий, предпринимают лихорадочные усилия протащить свои проекты, в частности, вынудить Турцию и Армению спешно отрыть границы между собой, что может сделать и Армению, и Азербайджан зависимым от политики США и быть использованным в будущем против России и Ирана, или проект Набукко, цель которого укрепиться в Центральную Азию, Азербайджан и Грузию в обход опять таки России и Ирана и другие. Явно этим целям служил визит Обамы в Турцию, и вчерашний телефонный разговор между вице-президентом США Байденом и президентом Армении, состоявшийся по инициативе американской стороны и ставшие уже привычными постоянные наезды в регион М. Брайзы, чиновника Госдепа США.

Сейчас важно не допустить срыва консолидации всех стран региона в самостоятельное, отлаженное пространство со своими региональными транспортными проектами, прежде всего имеющими скрепляющий, меридиональный характер коридоров по линии «Север-Юг», которые обеспечивают участие в них крупнейших региональных держав – Ирана и России, а также Турции, если она откажется быть сателлитом США. Лишь после того, как будут созданы и реально задействованы транспортные и энергетические потоки «Север-Юг», можно будет возвращаться к проектам «Восток-Запад», в которых будут принимать участие прежде всего страны Европы, как заинтересованные в торговле с этим регионом и в получении энергоносителей из него.

Георгий Векуа

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей