июля 13

Я внимательно слежу за освещением работы Конституционной комиссии под председательством Президента ПМР. Обратившись к источникам права и ныне действующей Конституции Приднестровья, усомнился в легитимности данной комиссии и, полагаю, сомнения мои не беспочвенны. Президент, издав Указ о создании Конституционной комиссии, превысил полномочия как глава государства и лицо, возглавляющее исполнительную власть.

Вот мои доводы. Исключительное право на создание Конституционной комиссии и подготовку проекта новой Конституции принадлежит Верховному Совету Приднестровья (подп. "д", п. 2 ст. 62, п. 1, ст. 63, ст. 66 Конституции ПМР). Это, во-первых.

Во-вторых, Конституционная комиссия предлагает назвать законодательный орган Государственным Собранием. А ведь это название однопалатного парламента. Оно предусмотрено правом и практикой ряда зарубежных государств и республик Российской Федерации. В настоящее время большинство парламентов мира (около 60%) строятся по однопалатной системе. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств. Разве Приднестровская республика не унитарное государство? Так почему же двухпалатное Собрание?

В-третьих, что это за гармонизация с Конституцией России, если Приднестровская Конституция оставляет другие сроки избрания Президента (п. 3, ст. 81 Конституции России)? Исключение этого подстраивает Конституцию под одного человека. Разве после этого Приднестровье станет более правовым и демократичным государством? Наверное, нет. И это чревато переходом к авторитаризму.

В-четвертых, если предлагается ввести в Конституцию Приднестровья Государственное Собрание, то почему остались без изменения (ст. 99 проекта) местные представительные органы государственной власти – Советы народных депутатов? Назовите и их законодательными собраниями.

В-пятых, какова смета расходов на содержание Совета представителей? Это интересно для налогоплательщиков, которые содержат органы власти и управления и всю бюджетную сферу (п. 2, ст. 29 Конституции).

Изучив вторую сравнительную таблицу к проекту Конституции Приднестровья, пришел к выводу, что в работе Конституционной комиссии принимает участие лишь Президент (смотри раздел предложений). А какое участие принимают остальные члены комиссии? Или они только присутствуют? В №127 газеты "Приднестровье" от 8 июля напечатано, что в рабочем совещании по развитию и совершенствованию Конституции Приднестровья приняли участие государственный советник, юристы из Администрации Президента и министерства юстиции. Где же их критические замечания, хотя бы по п. 3 ст. 81 Конституции России?

В. Кийко, ветеран труда, юрист, г. Тирасполь.


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей