мая 20

Политические элиты интегрированного Запада перестали даже стараться придерживаться правил приличия. По их ощущениям, время дипломатичности и компромиссов проходит, а доминантный западном сообществе Вашингтон убежден, что остаться в Молдове должен лишь один геополитический актор, а Россия должна оперативно покинуть регион. Такое мнение в своем аналитическом обзоре высказал политический эксперт «Regional Trends Analytics» Семен Албу.

Время избирательной кампании – время громких речей, многие из которых, особенно из уст наших международных друзей, обычно несут двойной или даже тройной смысл. Вторник был отмечен сразу двумя знаковыми заявлениями, причем касались они слегка поостывшей темы молдо-приднестровского урегулирования. Но если слова российского президента Владимира Путина про решение конфликта на основе суверенитета и территориальной целостности Молдовы при особом «надежно гарантированном» статусе Приднестровья новацией не стали, то выступление посла США Дерека Хогана вызвало определенный переполох.

Отбросив привычный политес про шаги навстречу, хорошую атмосферу диалога и прочую словесную шелуху, которой обрамляют переговорный процесс международные наблюдатели, Хоган вполне откровенно сказал, что Приднестровье должно находиться под полным административным контролем Кишинева, а для этого необходимо выработать единую стратегию реинтеграции на правом берегу. Тут же был сделан и реверанс в сторону Майи Санду – мол, в ее бытность премьер-министром, по крайней мере, попытку найти подобный консенсус дипломат разглядел.

Заявления американского посла носят резонансный оттенок по целому ряду причин. Действовать «нахрапом» в столь сложном вопросе рискованно, и уж Кишиневу это известно лучше всего. Тем более, что конкретно сейчас реинтеграция пребывает в полуобморочном состоянии. Как видно, контакты в рамках переговорного процесса практически заморожены. Ни один вопрос не решается. Тирасполь на всех доступных ему площадках указывает на санкции и ограничения, которые вводит молдавская сторона. Власти ПМР сейчас обращают особенное внимание на блокаду приднестровского импорта с 1 июля и транспорта с 1 сентября, попутно грозя ответными мерами.

При этом многие эксперты полагают, что нынешнее экстремальное похолодание отношений Тирасполя и Кишинева происходит если не под диктовку, то, как минимум, при прямом содействии Соединенных Штатов. Рациональное зерно в подобных рассуждениях есть. Не стоит и говорить, насколько велико влияние США в молдавских делах. Не в пример европейскому представителю Хоган показал себя деятельным и эффективным менеджером политических процессов в стране. С всесильным послом считаются не только правые, что вполне естественно, но и левые силы, до выборов предпочитавшие не злить Вашингтон и его посла, считай – наместника, в Молдове.

Поэтому предположить, что столь важное для США, как утверждает сам Хоган, урегулирование молдо-приднестровской проблемы полностью отдано на откуп местным чиновникам – по меньшей мере, наивно.

Получается, что Вашингтон намеренно подталкивает Кишинев к обострению отношений с Тирасполем, а, следовательно, и с Москвой, которая едва ли потерпит одностороннее изменение статус-кво вокруг Приднестровья. Это может означать только то, что потенциально конфликтный сценарий уже запущен, а сейчас мы наблюдаем его подготовительный этап. С прицелом на то, что после выборов будет сформирована-таки абсолютно лояльная правящая коалиция, которая в дальнейшем выступит проводником любых идей и решений, рожденных в недрах американской администрации.

Намедни коллеги рассуждали о возможных точках зрения в американском истеблишменте по поводу того, как именно можно использовать в своих интересах молдо-приднестровский конфликт и расположенный в его зоне российский воинский контингент. Действия против него эксперт посчитал радикальным сценарием, с чем я склонен не согласиться. Реальность диктует свои правила, процессы ускоряются, и все доселе немыслимое, как по Окну Овертона, переводится в категорию возможного или даже желательного.

Думается, что после выборов в парламент будет инициировано полное выдавливание остатков влияния России в нашей стране: устранение, по примеру Украины, путем запретов или уголовного преследования дружественных политических сил, прекращение вещания российских телеканалов, сворачивание двусторонних отношений. А финальным актом этой драмы станет изгнание с территории ПМР российских военных и миротворцев. Например, с помощью провокации, которая вынудит Кремль реагировать в сложных условиях отсутствия прямого доступа к своей группировке и угрозы новых санкций.

Вышеописанный прогноз подтверждается и тем фактом, что США сейчас мобилизуют государства с неурегулированными конфликтами и испорченными отношениями с Москвой, в первую очередь Грузию и Украину, в рамках геополитической схватки с Россией. Новая администрация в Белом доме, в отличие от предшественников, проявляет недюжий интерес к восточно-европейскому региону, по которому регулярно вояжирует Госсекретарь, раздавая поручения и ЦУ. А в авангарде американского внимания сейчас стоит Киев, который отмечает как резкое наращивание военно-технической помощи США, так и «беспрецедентную интенсивность» контактов двух стран.

Усиление взаимной интеграции постсоветских государств под североатлантическими стягами, вроде созданного на днях «Ассоциативного трио» из Украины, Грузии и Молдовы – тоже можно считать звеном общей цепи.

Последние события вокруг Донбасса, где чуть снова не началась горячая фаза конфликта, и Приднестровья вызывают тревогу и устойчивое ощущение, что кто-то решил поиграть двумя раскаленными точками в своих геополитических интересах. Судя по всему, конфликт двух держав приближается к точке кипения, а любые даже ситуативные консенсусы, вроде того, что удалось достичь в Молдове в 2019 году, ныне исключены.

Кроме того, западные партнеры, с учетом важности момента, перестали даже стараться придерживаться правил приличия, по сути, раздавая директивные указания молдавским властям. Это не осталось без внимания Кремля, который устами российского МИДа регулярно обращает внимание на вмешательство ЕС и США во внутренние дела Молдовы. Но удивляться нечему – время дипломатичности и компромиссов проходит, а в Вашингтоне, вероятно, считают, что остаться в Молдове должен лишь один геополитический актор.

Один отзыв на «На пороге геополитического взрыва»

  1. иван пишет:

    Анонимному автору. Лучше беспокойтесь о большом мыльном пузыре пмр чем бредить так постоянно.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей