Дек 21

Румыния – самая далекая страна из наших близких соседей. Всякий, кто там бывал, знает, как мало в ней пишут и говорят о России, по сравнению, например, с Польшей или Чехией, где ни одна российская новость не остается незамеченной. Почти так же мало у нас говорят о Румынии. Поэтому высказывания, которые польским политикам здесь не простили бы, румынским – прощают. Вернее, их просто мало кто замечает, кроме профессионалов из МИДа, которые по долгу службы следят за теми, кто неизвестен широкому российскому читателю. Про президента Польши Леха Качиньского и про его антироссийскую позицию у нас знают все. А президента Румынии Траяна Бэсеску, который не без скандалов переизбрался на второй срок 6 декабря, здесь не помнят даже по имени. А ведь это очень любопытный персонаж, и главное, он, в отличие от своих предшественников, говорит о России много – много плохого.

Отношение Москвы к Бэсеску хорошо иллюстрирует тот факт, что, едва были подсчитаны голоса, МИД РФ вместо поздравлений с победой обвинил вновь избранного президента Румынии в недружественных высказываниях во время предвыборной кампании. «В противостоянии со своими политическими оппонентами он пытался разыгрывать «российскую карту», обвинять нашу страну в попытках вмешательства во внутренние дела», – заявил официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко 10 декабря.

Комментаторы в румынской прессе связывают недовольство российской дипломатии с тем, как Бэсеску комментировал неофициальный визит в Россию своего основного соперника председателя сената Мирчи Джоанэ. Поездка состоялась еще в апреле, но Бэсеску припоминал ее Джоанэ до самого декабря: как он посмел отправиться в Россию без согласования с главой государства, и чем он там занимался? Официально, Джоанэ, возглавляющий Социал-демократическую партию Румынии, ездил в гости на съезд к своим коллегам из «Справедливой России», но румынский президент таким оправданиям верить отказывается.

«Могу сказать лишь, что он попробовал купить, за счет будущих обязательств, поддержку российских факторов влияния на территории Румынии», – обличал Бэсеску соперника 29 ноября в интервью газете Romania Libera. «Он мог пообещать многое, включая приватизацию компании Romgaz. Румыния продается легко!» – возмущался Бэсеску. В ответ на вмешательство российского посла в Бухаресте, заметившего 4 декабря, что время холодной войны прошло, румынский президент пообещал в эфире B1TV «покончить с российскими центрами влияния в стране». Особенно он обиделся на российскую прессу – за то, что та, якобы, поддерживает Джоанэ, а самого Бэсеску изображает «избивающим младенцев», транслируя обвинения румынских СМИ социал-демократического лагеря. В то время как румынский президент клянется, что он детей не бил ни разу в жизни. Впрочем, интерес российских СМИ к своей персоне Басеску явно преувеличивает.

Избиение младенцев – это вот о чем. Оппозиционные президенту телеканалы показали накануне второго тура выборов, как Бэсеску отталкивает школьника, подошедшего к нему на встрече с избирателями. Потом, правда, оказалось, что этот кадр относится еще к кампании 2004 года, а школьник не в претензии.

Бэсеску не привыкать оправдываться – за время свей деятельности он был героем такого числа скандалов и скандальчиков, что хватило бы на похороны десятка политических карьер. Чего стоили только обвинения в том, что брат президента якобы продает оружие арабским террористам – впрочем, августовский скандал так ничем и не завершился.

Например, однажды он силой отнял диктофон у журналистки Андреа Панэ, которая некстати пристала к нему с расспросами. Охрана диктофон вернула, не удосужившись стереть запись, на которой Бэсеску обозвал представительницу прессы «вонючей цыганкой». Инцидент произошел 19 мая 2007 г. – в этот момент полномочия Бэсеску были приостановлены, так как граждане должны были их подтвердить на общенациональном референдуме: парламент объявил ему импичмент, обвинив в нарушении конституции. Однако тогда пришедшие на референдум румыны своего нетолерантного президента поддержали.

Бэсеску вообще не придает большого значения толерантности. Возможно, сказывается его прошлое – он был капитаном дальнего плавания. Еврейские организации некоторое время назад были на него в обиде за то, что он как-то мимоходом назвал Палестину государством. В 2007 г. тогдашний министр финансов Румынии Варужан Восганян был шокирован шуткой президента об армянах. Бэсеску, выписываясь из больницы, публично заявил, что его врач Михай Гемиджян – «первый компетентный армянин», которого он встречает. Что касается собственной национальности, к этому вопросу Траян Бэсеску подходит со всем почтением, позиционируя себя как «президента всех румын». В том числе и тех, которые живут за пределами Румынии. И как раз в этом кроется одно из главных противоречий Бухареста с Москвой.

В отличие от его предшественников, у Бэсеску слова не расходятся с делом. Никогда ранее Румыния не вела столь явной политики, направленной на рекрутирование в свои ряды румынского населения Молдавии, Украины, а заодно и молдаван России. То, что румынский флаг в апреле этого года развевался над разгромленным кишиневским парламентом, а в Молдавии до сих пор царит политический хаос – непосредственное следствие этой политики, хотя доказательств прямого участия «руки Бухареста» в организации беспорядков нет.

Дело в том, что Румыния до сих пор не признает раздел своей территории по пакту Молотова-Риббентропа и поэтому считает своими гражданами всех, кто проживал на территории Бессарабии и Северной Буковины в момент их присоединения к СССР. А также всех их потомков, которые разъехались после присоединения по всем уголкам Союза, в том числе не без помощи НКВД. После распада СССР гражданин Молдавии или Украины, происходящий с этих территорий, может получить гражданство Румынии по упрощенной процедуре. И его получали еще в 90-е гг. – но только особо романтические личности: массы в целом не интересовались паспортами страны, которая вышла из-под диктатуры Чаушеску с весьма истерзанной экономикой и одним из самых низких в Европе уровней жизни. Поэтому все 90-е и начало 2000-х Бухарест только потихоньку спонсировал молдавскую интеллигенцию и оплачивал стипендии способной молодежи на обучение в румынских вузах. Остальная молдавская молодежь торила дорогу в Москву, где можно было заниматься частным ремонтом, и Бухарестом, где своих штукатуров предостаточно, не интересовалась. Но тут Румыния сумела заскочить на подножку уходящего поезда и в последней волне расширения в 2007 г. вступила в Евросоюз.

Бэсеску заставил сердца патриотов биться гораздо сильнее. Это он привел Румынию в Евросоюз, открыв западноевропейские рынки мелкого ремонта и иных услуг для всех обладателей румынских паспортов. И тогда за этими паспортами в Кишиневе и Черновцах выстроились очереди.

Возможно, именно голоса румынских гастарбайтеров, потоком выезжающих в Европу, и позволили Бэсеску остаться на второй срок. Во время выборов румынское общество раскололось пополам: двух противоборствующих кандидатов разделяли всего 0,67% голосов – мнение 70 000 избирателей. При этом из 147 000 голосов, опущенных в урны в посольствах за пределами Румынии, 116 000 были отданы за Бэсеску. Из них, правда, только 9 000 – в Республике Молдова. Однако число выданных румынских паспортов в Молдавии, по некоторым данным, уже превышает миллион.

Естественно, подобная политика «президента всех румын» не могла не вызвать вопросов у Кишинева и Киева. Для обеих этих столиц Бэсеску превратился в кошмар. Владимиру Воронину, бессменно правившему Молдавией долгие годы, минувшим летом Бэсеску прямым текстом посоветовал помнить о судьбе Чаушеску. Вскоре после этого Воронин заявил, что устал, и ушел с поста президента.

При Бэсеску Румыния отсудила у Украины остров Змеиный в дельте Дуная. В Черновцах – Буковине, отобранной СССР у Румынии в 1940 г. (вторично в 1945 г.) и присоединенной к Украине, – все больше и больше людей стремятся стать гражданами Евросоюза, получив румынский паспорт. Поэтому неудивительно, что после войны России с Грузией в августе 2008 г. украинские политики и официальные лица начали наравне с Россией обвинять и Румынию в экспансионистских устремлениях и раздаче паспортов украинцам.

Что же касается России, то пока Москва рассматривает Молдавию как зону своего влияния, тесной дружбы у Кремля с дворцом Котрочень – резиденцией румынского президента – не получится. Бухарест будет держаться поближе к Брюсселю, потому что это придает вес его политике в Молдавии.

Недружественные комментарии российского МИД Бэсеску только на руку – местная пресса тут же перепечатала выводы американского аналитического центра Stratfor, согласно которым Бэсеску назван «главным врагом Кремля на Балканах», и сделан намек на то, что именно России выгодна политическая нестабильность в Румынии.

Зоя Орьяхова


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей