Фев 05

Прошедшая в центре города Кишинева праздничная манифестация по случаю Дня объединения Трансильвании и Бессарабии с Румынией в 1918 году у большинства горожан вызвала недоумение. С того времени произошло столько событий, что трудно описать. Хорошо отрежиссированное театрализованное представление, выдаваемое за свободное волеизъявление народных масс, было на руку только руководящим кругам Румынии и ее более молодым воспитанникам в лице и.о. президента Молдовы М. Лупу и премьер-министра В. Филата.

На наш взгляд, не обладая твердой уверенностью в смысле своего нахождения на высоких постах, они радостно выполняют указания политиков из Румынии. Возложение цветов к памятнику Штефану чел Маре, исполнение танца "Хора унирий", шествие молодежи из сквера педагогического университета имени И. Крянгэ до центральной площади – это внешние атрибуты хорошо продуманной пропагандистской акции в череде других мероприятий для овладения Бессарабией. Честно говоря, студенческой молодежи, по сути, все равно, где веселиться: то ли на свадьбе, то ли на поминальном мероприятии. Но одно ясно: для мирового сообщества готовится почва для оправдания вмешательства румынского идеологического аппарата в дела суверенной Молдовы. Ведь основа политической доктрины "Великой Румынии" в ее воображаемых очертаниях – это безоговорочное овладение богатыми землями Бессарабии и Трансильвании. На данном этапе политической борьбы, ввиду неустойчивости политических пристрастий новоявленных государственных деятелей РМ, запрутскому государству частично удается заарканить души многих малоискушенных молдаван, отказывающихся даже от своей родословной.

Румыния, возникшая взамен Мунтении в 1866 году, когда легализовали это название, стала тем кукушонком, который выбрасывает из гнезда обитавших там до этого птенцов. Демонстрируя якобы заинтересованность в обучении и воспитании "бедных бессарабцев", предоставлении им стипендий в университетах – таким способом румынизаторы насаждают в юных душах угодную себе идеологию. Вот по такому же сценарию и прошел праздник объединения провинций, как их именуют в Бухаресте, дабы в будущем осуществить это в действительности.

…Помнится, подобная же эйфория царила на площади в Кишиневе после распада СССР, когда составляли колонну автобусов, набивали их до отказа студентами, вооружали кусками арматуры и направляли в Гагаузию с тем, чтобы проучить гагаузов и показать, как следует подчиняться приказам свыше. Благо, что в противовес оболваненным националистической пропагандой юнцам вышли рабочие Тирасполя и встали живым щитом в защиту гагаузов.

Автор этих строк помнит те смутные "перестроечные" годы, когда прежняя власть ушла, а новая делала только первые робкие шаги, опасаясь репрессий. Тогда из Кишинева в Слободзею однажды приехал "Икарус", в котором находились двое мужчин среднего возраста. У здания районной госадминистрации они попытались организовать митинг, на котором намеревались охарактеризовать политическую ситуацию в Молдове.

Группа людей, окруживших их, стала слушать, что скажут деятели, ради которых был выделен целый автобус. Но когда в речах приезжих прозвучали слова "румыны – наши братья" и что здесь – "румынская земля", прервали ораторов. Сильные мужские руки схватили сначала одного незваного гостя за шиворот и втиснули в автобус, а затем – и второго.

– Езжайте, Бога ради, назад, – было сказано. – Не морочьте голову пустыми разговорами… Приехавшие не стали упорствовать, спешно убыли туда, откуда явились, поскольку обстановка все более накалялась.

Сравнивая характер и мышление молдаван с людьми других национальностей, во все времена подчеркивалась особенность молдаван мыслить постепенно, не спеша. Но когда мысль созревала – была отменно здравой, что и зафиксировала народная мудрость, гласящая: "Боже, дай мне позднее мышление молдаванина"… Вероятно, в Кишиневе пока не созрели мысли о реальном положении в республике.

Завершая статью, хочу надеяться, что в Молдове найдутся здравомыслящие люди, которые будут думать прежде всего о делах насущных: укреплении экономики, о благосостоянии людей разных национальностей, живущих в республике. А пустословие по типу заезженной пластинки: "Румын – не румын, своя республика или взятая в долг у Румынии" и т.д. должно отойти на задний план, уступив место вниманию к созданию материальных благ, чтобы не бравировать и дальше своей бедностью, проедая финансовую помощь и иноземные кредиты.

Приднестровская Молдавская Республика в Год Тигра будет отмечать 20-летие со дня своего образования, и по мере взросления не только обретает опыт борьбы на политической арене, но и совершенствует все сферы производства. Конечно, признание ее на международном уровне значительно активизировало бы прогресс как во внутригосударственной жизни, так и во взаимоотношениях с соседями. Думается, наступят и такие времена…

В. Пырлифын


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей