марта 03

Приднестровье и Молдова

Украинский конфликт создаёт совершенно иной фон для молдо-приднестровского урегулирования, у участников которого появляются возможности свернуть с привычной траектории движения, считает политический аналитик «Regional Trends Analytics», украинский журналист Антон Швец.

Начало полномасштабной войны в Украине застало приднестровское урегулирование в крайне негативной ситуации. Переговорный процесс постоянно буксует или даже откатывается назад, стороны практически не общаются (особенно в Тирасполе жаловались на отказ от диалога со стороны Майи Санду) и не решают никаких проблем, не работает формат «5+2». На этом фоне Кишинёв и Тирасполь продолжают перебрасываться взаимными обвинениями, не стесняясь в формулировках.

К примеру, центральные власти выразили недовольство ухудшившейся ситуацией в сфере прав человека, проводимыми миротворческими контингентами России и Приднестровья военными учениями, а также потребовали предоставить дополнительные здания для школ с преподаванием на основе латинской графики и нормализовать ситуацию с сельскохозяйственными наделами в дубоссарском районе. Тирасполь же постоянно сетует на отказ Молдовы от выполнения т.н. «берлинского пакета» соглашений, уголовные дела на своих чиновников и транспортную блокаду.

В целом обе стороны демонстрировали отсутствие намерений договариваться и лишь обостряли дипломатическое и информационное противостояние, которое не смогли купировать даже визиты различных представителей председательствующей в ОБСЕ Польши и МИД России. Тем не менее, на войну в Украине и Молдова, и Приднестровье отреагировали подчёркнуто миролюбиво и осторожно.

Очевидно, что в Кишинёве расценили происходящие события как колоссальный риск для себя ввиду пребывания российских войск в Приднестровье и одновременно уникальный шанс на ускоренную интеграцию в Европейский союз…

В партии Майи Санду, а также в парламенте и правительстве рассматриваются даже сценарии отказа от территории Приднестровья и объединения с Румынией как способа мирной консервации де-факто сложившегося соотношения сил в регионе. Однако публично риторика властей максимально корректная и пацифистская: наряду с поддержкой Украины и некоторым осуждением России озвучиваются лишь призывы к миру и переговорам. Более того, Молдова запретила своим гражданам участвовать в конфликте в любой форме, не планирует способствовать военному транзиту в Украину и присоединяться к экономическим санкциям Европейского союза против Российской Федерации.

В свою очередь, в Приднестровье с очевидной надеждой следят за продвижением российских войск, пусть и сочувствуют мирному населению Украины. Для левобережья, долгие годы зажатого между правобережной Молдовой и Украиной, разблокирование восточной границы и наличие дружественной Одесской области во многом вопрос долгосрочного выживания. Но официально Тирасполь пока ведёт себя крайне осторожно, заявляя лишь о том, что ситуация находится под полным контролем, дефицита продуктов питания и товаров первой необходимости нет, а миротворческие силы готовы выполнить свой воинский долг.

При этом обе стороны активно принимали беженцев, пока Украина не приняла решение о закрытии центрального участка границы.

Любопытно, что именно Тирасполь настоял на проведении встречи официальных переговорщиков – она прошла вчера в Кишинёве в очном формате. По итогам были озвучены некоторые обнадёживающие сигналы. Так, приднестровские представители указали на риски, вытекающие из закрытия границы с Украиной для импорта потребительских товаров, и, похоже, получили подтверждение вице-премьера Олега Серебряна о содействии в оперативной доставке необходимых грузов, включая медикаменты.

О том, что оба берега предпочли пока не накалять ситуацию, говорит и продление без тендера контракта на поставки электроэнергии, генерируемой станцией «Молдавская ГРЭС». Заключение выгодной сделки, учитывая региональный дефицит, международную рыночную конъюнктуру и испортившиеся в последние годы взаимоотношения, действующие власти могут рассматривать как свой несомненный успех. Возможно, серьёзное значение в переговорах имел российский голос, поскольку Москва пока не заинтересована в напряжённости между Молдовой и приднестровской администрацией.

Также важно, что продолжается работа военной контрольной комиссии в Бендерах, что практически исключает возможность серьёзных инцидентов между вооружёнными формированиями двух берегов Днестра, а равно и боевую активность российских войск, дислоцированных в Приднестровье…

При этом, несмотря на некоторое «отрезвление» украинским конфликтом, очаги напряжённости в отношениях Кишинёва и Тирасполя все ещё тлеют и вполне могут раздуться в большой пожар. В этом смысле совершенно непонятна сохраняющаяся возня вокруг заготовок для автомобильных номеров с приднестровской символикой. По меньшей мере, странно сохранять на переднем плане столь малозначительную, но при этом токсичную тему, заставляющую к тому же Тирасполь блокировать работу пунктов регистрации транспорта, создание которых рассматривалось как серьёзный успех в переговорном процессе в 2018 году.

Однако наибольшую тревогу вызывают проблемы, с которыми сталкивается рыбницкий завод ММЗ. Ещё с октября прошлого года на завод прекращены поставки сырья (металлолома) из стран Европейского союза, прежде всего Румынии (поставки украинского лома были остановлены посредством заградительных пошлин ещё в 2019 году). Приднестровские власти во всём винят Кишинёв, но деятельность предприятия не останавливают. Однако почти неделю, судя по сообщениям СМИ, блокируются поставки лома, собираемого на территории Молдовы.

Одновременно на ММЗ осуществляется информационная атака со стороны платформы DA Андрея Нэстасе. Ему активно помогают некоторые участники внутреннего металлургического рынка, заинтересованные в перепродаже молдавского металлолома в Турцию. Как именно эти люди проторили дорожку в администрацию президента Майи Санду и почему откровенные фейки, транслируемые подопечными Нэстасе, воспринимаются правительством серьёзно, не очень непонятно.

На продукцию ММЗ в прошлом году пришлось свыше 40% приднестровского экспорта, поставки в одну только Польшу, председательствующую сейчас в ОБСЕ, и, соответственно, в приднестровском урегулировании, превысили 120 миллионов долларов США. Соблазн лишить Приднестровье львиной доли доходов может быть серьёзным доводом. Но остановка производства в Рыбнице ударит по местным заготовщиками лома, уничтожит с десяток транспортных компаний, снизит прибыль коммерческих банков и железнодорожной отрасли, лишит работы больше двух тысяч человек. Нет никаких сомнений, что Тирасполь сделает всё возможное, чтобы на этом фоне разогнать антимолдавскую истерию внутри и вновь будет говорить чуть ли не о геноциде приднестровского населения – в надежде, что в нынешних условиях его голос могут не только услышать, но и принять к сведению.

В конечном итоге, видимо, именно вопрос ММЗ станет индикатором того, готовы ли Кишинёв и Тирасполь прагматично взглянуть на свои отношения перед лицом украинского кризис, или «игра с нулевой суммой» продолжится. А тогда, в нынешней нервической обстановке нельзя исключать никаких иных форм взаимного обострения и противостояния.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей