марта 31

В Молдове в очередной раз с помпой отметили дату, связанную с объединением Бессарабии и Румынии. На этот раз поводом для празднеств стала 92 годовщина со дня принятия решения Советом края (Сфатул Цэрий) об объединении двух берегов Прута. Молдавские политики, общественные деятели, историки и литераторы возложили в минувшую субботу цветы к могилам депутатов Сфатул Цэрий, не скрывая при этом нахлынувших на них чувств румынского патриотизма. Известный своими националистическими взглядами по поводу смешанных браков молдаван с «еврейками» и «русачками», ведущих «к вырождению молдавской нации», писатель Николай Дабижа заявил о том, что объединение 27 марта 1918 года – величайший праздник румынского народа, «данный свыше», то бишь прямым указанием с небес. А вице-премьер молдавского правительства Ион Негрей, не мудрствуя лукаво, увязал девяностолетней давности событие непосредственно с деятельностью ныне правящего в Молдове Альянса за европейскую интеграцию, заявив о том, что «акт об объединении означал интеграцию пространства между Прутом и Днестром в Европу» и что «подобную задачу ставит перед собой сегодня и Альянс за европейскую интеграцию, находящийся у власти, - интегрировать Республику Молдова в Европейский союз». То ли Негрей забыл, что Молдова географически и без того находится в Европе, а не где-нибудь в Антарктиде, то ли решил придать нынешнему стремлению РМ к евроинтерграции исторические корни, тем самым обосновав сегодняшние действия АЕИ вековым стремлением народа, то ли просто захотелось ему лишний раз пропиарить правящую коалицию. Как бы то ни было, повод молдавским унионистам лишний раз выступить на публике был самый что ни на есть подходящий. Еще бы, со Сфатул Цэрий румынофилы Молдовы связывают чуть ли не самые светлые страницы молдавской истории, когда румынский народ, разделенный, по их версии, «треклятой» Россией, смог, наконец, объединиться в едином братском порыве. Правда, унионисты упорно стараются не вспоминать, чего стоило молдавскому народу это объединение. Десятки тысяч расстрелянных, сотни тысяч беженцев, жестокий террор, непрекращающиеся военные и осадные положения, тяжелейший национальный гнет, разорительные налоги и поборы, взяточничество, жесточайшая эксплуатация населения, разруха, голод, подавление национальной культуры и самобытности – такова цена объединения, цена предательства унионистами Сфатул Цэрий собственного народа, который в массе своей не желал прихода румын на свою землю.

Сколько бы не пытались в современной Молдове исказить исторические факты, события 90-летней давности известны. Не желание народа, а террор и подкуп были использованы Румынией для того, чтобы Сфатул-Цэрий 27 марта 1918 провозгласил присоединение Бессарабии к Румынии на началах краевой автономии. Крестьянская фракция Сфатул-Цэрий, представители профсоюзов и национальных меньшинств отказались голосовать за этот акт. Пятеро депутатов Сфатул Цэрий, выступавших против присоединения Бессарабии к Румынии, были расстреляны по приказу румынского военного командования. Многие депутаты, опасавшиеся подобной судьбы, бежали из Бессарабии. Во время голосования об объединении Бессарабии с Румынией здание, где заседал Сфатул Цэрий, было окружено румынскими войсками, а на самом голосовании, причем, открытом, присутствовали румынские военные власти. В таких условиях многие депутаты вынужденно проголосовали за создание автономии в рамках румынского государства. Но и это не устроило власти Румынии, и 26 ноября 1918 состоялось новое голосование Сфатул Цэрий о присоединении Бессарабии к Румынии уже без всяких условий. При этом из 162 членов Сфатул Цэрий присутствовало всего 46, а голосовало и того меньше – 38 человек, которые и решили судьбу Бессарабии. Свою миссию Сфатул Цэрий выполнил, после чего был распущен навсегда, а в Бессарабии установился оккупационный режим, характеризовавшийся жесточайшим террором молдавского населения.

В современной Молдове об этом стараются не только не распространяться, но тщательно пытаются стереть из памяти людской, переписывая историю по собственному усмотрению. Дошло до того, что фашистскую армию генерала Антонеску, уничтожившую в Бессарабии сотни тысяч русских, украинцев, молдаван, евреев, цыган, здесь называют освободительной, а советские войска оккупационными. Неудивительно, что на этом фоне в Молдове махровым цветом расцветают различные организации профашистского толка, наподобие румынской «железной гвардии». Они, вместе со своими старшими соратниками по унире, в минувшую субботу также отметили годовщину объединения Бессарабии и Румынии, пройдя маршем по улицам молдавских городов. Под румынскими флагами, выкрикивая лозунги: «Бессарабия - румынская земля!», «Братья-румыны, объединяйтесь!», «Русские нас ненавидят, но им не удастся перевернуть историю», - члены ультраправой организации «Noua Dreapta» и бессарабского «Национал-христианского движения» вместе с румынскими легионерами, приехавшим в Молдову поддержать своих «запрутских братьев», спокойно промаршировали по центральным улицам Кишинева, Бельц, Орхея под охраной полиции, а затем зачитали и единогласно проголосовали за Декларацию об объединении Румынии и Молдовы.

Молдавский журналист Дорин Данилеску по этому поводу возмущенно пишет на сайте информационного агентсва AVA.MD: «Шли люди, которые чётко, ясно и однозначно выступают за ликвидацию независимости страны. Но их маршу не препятствовала полиция. Их призывы к ликвидации Республики Молдова как суверенного и независимого государства не вызвали ни гнева, ни возмущения, ни протестов со стороны беззаботно фланирующих по проспекту горожан. Граждане вели себя так, словно ничего особенного не происходит… Молчит власть. Молчат партии правящего Альянса. Молчат коммунисты. И именно это тотальное равнодушие общества в ситуации, когда пора бить в набат и призывать всех, кому дорога независимая Молдова, к единству, к сплочению, к отпору антигосударственным силам, заставляет задуматься».

На самом деле задуматься нужно было давно. Например, когда в день празднования Национального дня Румынии первое лицо молдавского государства Михай Гимпу с помпой заявлял: «Я преклоняюсь перед теми, кто воевали за мир, за демократию, за существование Божьей воли на то, чтобы на этой земле жили румыны, в России - русские, во Франции – французы, в Германии – немцы. Всю жизнь я знал, на каком языке разговариваю, может быть, за исключением первых месяцев жизни. Всегда разговаривал по-румынски и писал латинской графикой. Я не могу сказать, что являюсь дако-славянином, если я дако-римлянин. Я румын, и точка! Я не могу быть другим, должность не может меня изменить». Или задуматься следовало еще раньше, когда легионеры «Noua Dreapta», «Национал-христианского движения», «Легиона Архангела Михаила - Железная Гвардия», НПО «Hyde park» и ряда других неонацистких организаций участвовали в погромах 7 апреля и водружали румынские флаги над зданием парламента. А может, и еще раньше, когда на протяжении двух десятилетий молдавский народ никак не реагировал на выходки унионистов, отрицавших существование молдавской нации, требовавших объединения с Румынией, и взращивавших все это время на улицах и в школах новое поколение унионистов, которые сегодня твердой поступью топчут улицы молдавских городов, требуя от молдаван отказаться от своей культуры, языка, истории, обычаев предков, от собственной национальной идентичности и государственности, наконец.

Думается, нынешний марш неонацистов по улицам молдавских городов – это только начало. Пока они обошлись лишь лозунгами и спектаклем цвета и света в центре Кишинева, но где гарантии, что завтра Молдова не станет свидетелем факельных шествий и погромов в духе их вдохновителей и учителей – немецких, румынских, итальянских нацистов? Сегодня по Молдове уже прокатилась волна анитсемистких выступлений. Когда-то с этого начинали Гитлер, Муссолини и Антонеску, что последовало после этого - тоже известно.

Однако радикализация Молдовы несет угрозу не только молдавской, но и приднестровской государственности. Именно молдавский радикализм привел к войне на берегах Днестра, тысячам жертв с обеих сторон и окончательно и бесповоротно укрепил приднестровцев в их решении строить собственное независимое государство, способное защитить жителей левобережья от дискриминации по национальному признаку. Происходящее сегодня в Молдове лишний раз подтверждает правильность выбранного народом Приднестровья пути. Причины, побудившие его 20 лет назад отказаться от построения общего с Молдовой государства, и по сей день являются актуальными и не могут не вызывать тревогу у приднестровцев за собственную безопасность и сохранение мира на этой земле.

А. Галин

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей