Апр 03

Социально-психологическая среда в Молдове, в которой господствуют закрытость, подчинение и дискредитация отношений между гражданами и властью, стала интровертированной, глубоко подавленной и нейтральной.

Ни деятельность местных структур неправительственных организаций, ни усилия средств массовой информации не смогли избавить молдаван от коммунистического фатализма. Незначительное влияние этих составляющих сообщества на поведенческие и идейные проявления, по сути, отражает степень деградации и анахронизм системы в целом. Все эти аспекты в полной мере характеризовали первую избирательную кампанию 2009 года, завершившуюся массовыми нарушениями основных свобод человека и установлением длительного политического кризиса.

Диагностика молдавской гражданственности в тот период времени свидетельствует о глубокой политизации важнейших сфер жизни государства: местного публичного управления, образования, экономики, религии и проч. Данное положение отразилось и на гражданских процессах в стране, глубоко пронизанных патернализмом, замалчиванием или даже безразличием со стороны граждан. В итоге стало возможным длительное сохранение и распространение конформизма в молдавском обществе, что позволило коммунистическому руководству и его «сателлитам» (преданным или подконтрольным коммунистическим властям средствам массовой информации, мажоритарному церковному институту, политическим партиям - «партнерам» и проч.) легче манипулировать общественным мнением.

Параллельно с развитием депрессивного настроя молдавского населения, поощряемые антикоммунистическими формированиями граждане Республики Молдова, находящиеся за рубежом, сумели заставить живущих на родине соотечественников уделить большее внимание парламентским выборам. Сентиментальная привязанность, а также наличие финансовой взаимозависимости между молдавскими мигрантами и непосредственными потребителями денежных переводов из-за рубежа способствовали передаче восприимчивости/инициативы/гражданственности другим гражданам.

Импульс, способствовавший занятию определенной позиции и проявлению инициативы, был обеспечен также сознательной, активной, но иногда аполитичной молдавской молодежью, которая вне зависимости от этнической принадлежности или родного языка, выразила свое недовольство нарушениями, допущенными коммунистическим режимом в ходе избирательного процесса, а также на протяжении предыдущих лет. Сильные связи между разными группами молодежи и румынским культурно-образовательным пространством усилили масштабные антиправительственные протесты. Их послания были подхвачены согражданами, находящимися на учебе за границей, и это позволило протестам распространиться далеко за пределы национальных границ, посредством виртуальных социальных сетей или традиционно, в виде пикетов в общественных местах.

Даже несмотря на то, что эти инициативы привели к смене политического класса, их результат в действительности представляет собой лишь начало радикальных перемен в мышлении и поведении молдавских граждан, с четкими политическими перспективами европейской интеграции или без них.

Расслабленность большей части общества, которая наблюдается после ухода коммунистов из власти, представляет собой опасность, поскольку не может считаться победой демократических элементов над авторитарными силами. А либерально-демократические силы не способны окончательно нейтрализовать пропагандистскую «машину», которую подпитывают и которой покровительствуют коммунисты. Вместе с тем, доброжелательное отношение большинства населения к Альянсу за европейскую интеграцию грозит превратиться в свою прямую противоположность. Поэтому настоятельно необходима как можно более эффективная и скорая реализация индивидуальных инициатив или инициатив, выдвинутых либерал-демократами совместно с международными партнерами, в частности европейскими.

Тем не менее, обманчивая удовлетворенность, связанная с кажущимся ослаблением позиции Партии коммунистов Республики Молдова, разбивается о повседневные трудности граждан, пострадавших от экономического кризиса и последствий порочного коммунистического правления. А отстранение молдавского общества от акта управления (путем взращивания зависимых и покорных средств массовой информации, предоставления ложных сведений общественному мнению и проч.), а также необдуманное внедрение намеченных реформ будут и далее способствовать сохранению авторитарно-конформистского стиля жизни среди молдаван.

Отклонение от демократических принципов взаимодействия между новой властью и сообществом в целом приведет к более очевидному укоренению конформистского менталитета, свойственного постсоветскому характеру многих молдаван и их гражданским действиям.

На практике это проявилось в ходе кишиневских протестов пенсионеров против повышения тарифов на проезд в общественном транспорте и отмены льгот на проезд. Пожилые люди склонны считать эти действия частью кампании либерал-демократов по ущемлению их достоинства, как пенсионеров/ветеранов «советского происхождения», и отказываются рассматривать их с точки зрения социальной справедливости и человеческого достоинства.

Чтобы помешать возврату антидемократических сил, а также для укрепления нынешнего режима, власти обязаны улавливать любой идущий от общества негативный сигнал и предлагать варианты разрешения ситуации, одновременно с этим поощряя полное соблюдение прав человека. Осуществимость этого механизма будет в значительной мере зависеть от участия и развития ассоциативного сектора, а также от разнообразия и последствий условий, поставленных перед Республикой Молдова Европейским союзом.

Денис Ченушэ

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей