июня 28

Сам факт издания данного указа является закономерным следствием распада СССР. Политическая и интеллектуальная элита Молдавии ещё с советских времен брала пример с так называемой "прибалтийской фронды", то есть пыталась следовать логике поведения республик Прибалтики, копировать риторику и практический опыт лидеров прибалтийских республик. Однако в период, когда страны Прибалтики считались мировым сообществом аннексированными СССР, никто не говорил об аннексированной Республике Молдова, поскольку согласно пакта "Молотова-Риббентропа" Советы получали у Румынии ранее принадлежавшую России провинцию Бессарабия. В США и Великобритании в период аннексии стран Прибалтики даже существовали дипмиссии прибалтийских стран, а в холле Госдепартамента США присутствовали флаги Эстонии, Латвии и Литвы. Там не было флага Республики Молдова. В 1975 году в момент ратификации Хельсинкских соглашений оговаривалось, что Прибалтика не признана как часть СССР. Однако о Молдове там также никто не вспоминал. Так что, хотят или не хотят того в Кишиневе, но у стран Прибалтики и у Республики Молдова немного разная история "аннексии", причем разная настолько, что новейшее государство Молдова провозгласило независимость и суверенитет в масштабе территории, часть которой ранее объявила о собственном суверенитете - как совершенно отдельное государство - Приднестровье. Это примерно как если бы Литва провозгласила свой суверенитет в границах Княжества Литовского, и заявила бы о том, что ей не хватает нескольких субъектов Российской Федерации, Белоруссии и ещё примерно пол-Украины.

Следует отметить, что т.н. "День советской оккупации" послужил поводом для присоединения Бессарабии к Молдавской Автономной республике, которая некоторое время являлась частью территории Украины. Не важно, образно или буквально понимая термин "оккупация", но в данном случае следует говорить о Бессарабии как о территории Румынии, которую румынские официальные власти без малейших боестолкновений передали под контроль Советов. Распад СССР запустил 20 лет назад обратный процесс - "конец оккупации", если рассуждать терминологией прорумынских бессарабских политиков. Он и произошел, практически в тех же самых границах. Рано или поздно к власти в Бессарабии должны были прийти прорумынские силы, которые ещё в период становления Советской России грамотно, хоть и не без крови, осуществили аннексию Бессарабии Румынией. Спираль истории просто прошла до конца свой очередной виток, и не важно то, что именно Михай Гимпу оказался в центре внимания в свете всех нынешних событий. Не будь Гимпу - рано или поздно всё это озвучили бы с высокой трибуны другие люди, но суть осталась бы прежней - Бессарабия переходит "де-факто" под контроль Румынии, а бессарабские политики озвучивают свои заявления, отталкиваясь от румынских интересов в Причерноморье. Эти интересы, между прочим, не ограничиваются Бессарабией. Они касаются также части бывших советских территорий, находившихся под контролем румынской армии в период Второй мировой войны. Это и Приднестровье, и несколько областей нынешней Украины.

Безусловно, 28 июня 1940 года - "чёрная дата" в истории Бессарабии - не все встречали с цветами Красную армию и целовали сапог сотрудников НКВД. Были колонны беженцев, уходящих в Румынию, причем далеко не всех беженцев Румыния приняла, хоть теперь и стесняется вспоминать об этом. Были депортации и прочие акты "наведения порядка" сталинскими методами. Хотя и присоединение Бессарабии к Румынии ранее не обошлось без казней всевозможных "несогласных". Европейская история первой половины XX вряд ли может служить образцом гуманности, справедливости и человечности. Тоталитарные режимы в те времена властвовали практически во всей Европе, и режим, присутствовавший в Бессарабии до момента ввода туда военных частей СССР, был ничуть не менее тоталитарен, чем сталинский. "Советы" депортировали из Бессарабии менее 100 тысяч человек. А спустя каких-нибудь пару-тройку лет, армия Румынии, "освободившая" Бессарабию, Приднестровье и часть Украины, уничтожила более 400 тысяч евреев и цыган в концлагерях на территории т.н. "Транснистрии".

Можно конечно проливать слёзы скорби по тем или иным жертвам "советской оккупации", но если собрать все исторические даты для того, чтобы плакать по погибшим от тоталитаризма тех времён, то придется заниматься этим круглосуточно, 365 дней в году, отменив все возможные праздники.

Касаясь нынешнего Указа Михая Гимпу, нельзя не затронуть его политическую составляющую - речь идет о выключении из политических процессов в Бессарабии так называемых коммунистов. Исходя из необходимости для Гимпу и его коллег по прорумынскому лагерю, коммунистов просто нужно "запретить". Гимпу в данном случае исполнит роль "шокового политика" - его судьба, вероятно, заключается в том, чтобы пожертвовать своим рейтингом ради запрета Компартии и коммунистической символики - разумеется, он много потеряет в результате. Но его прорумынские коллеги смогут спокойно взять под контроль всю политическую поляну. Там, вероятно, будут играть ключевую роль более умеренные политики того же самого лагеря - Влад Филат и Мариан Лупу. Думаю, для Румынии не суть важно, кто именно из прорумынских политиков будет руководить Бессарабией - в крайнем случае Михаю Гимпу за его "самоотверженный" поступок будет обеспечен какой-либо утешительный приз. Во всяком случае, его запомнят как борца с коммунизмом. Посмотрим, однако, хватит ли его "самоотверженности", чтобы завершить эту миссию.

Роман Коноплев


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей