Сен 06

В Молдове на днях в очередной раз отметили праздник "Limba Noastrа cea Romаnа". Праздник языка, то бишь. Из названия языка как и из названия национальности там искусственно создана проблема, вокруг которой разворачивается политический спектакль длиной в десятилетия - на глазах у телезрителей, Интернет-читателей и всех прочих.

Этой самой проблемы не существовало в дореволюционную эпоху, по этой причине желающих в ней разбираться приглашаю пользоваться Интернетом - существует масса дореволюционных документов, составленных русскими полицмейстерами, этнографами и т.п. Из них всё становится на свои места. До революции 1917 года никто не делал из этого геополитику - Россия и Румыния были союзниками в Первой мировой войне, была монолитная Империя, и была Бессарабская её губерния. Не лучше и не хуже, чем губернии другие. В те времена в русских источниках встречалось и "молдаване" и "румыны" - иногда между ними стояло "или", что подчеркивало равнозначность названий - для царской России в этом не было проблемы. Какая разница, как называют себя люди...

В Бессарабии сегодня некоторые считают, что там в период с 1944 по 1989 сформировалась (менее чем за полвека) отдельная от тех, кто за Прутом, нация "молдаван". В Приднестровье некоторые считают, что настоящие молдаване есть только в ПМР, а в Бессарабии они - не настоящие, ибо румыны.

В это же время в Бессарабии одна партия (коммунисты) - уверена, что молдаване всё же не румыны. Остальные партии уверены в обратном.

Бессарабцы, даже те (коммунисты), кто уверен, что за 45 лет в СССР у них сформировалась отдельная от братьев за Прутом нация - не согласны с тем, что в ПМР за 20 лет могла возникнуть политическая нация - "приднестровцев". Может быть в Приднестровье, действительно, ещё не успела сформироваться такая нация. А может, и успела... Может она была создана 2 сентября 1990 года. Но как это измерить? Какой линейкой? Тоже никто не знает. Быть может, подождать ещё 25 лет...

Теме языковой и этнической самоидентификации в региональном новостном потоке посвящено гораздо больше места, чем экономике, проблеме массового бегства населения, неизвестности насчет наличия через 20 лет в этом краю врачей - кто будет лечить население, как оно будет встречать старость, и в каких условиях будет умирать. Это, на самом деле, важно. Но почему-то это там мало кого интересует. Вроде как Молдова хочет в Европу, но наверное не все в Молдове знают, что тема национальной самоидентификации в странах ЕС задвинута на периферию, и ей столь глубоко интересуются лишь ультраправые молодежные тусовки с лысыми головами. Ведущие либеральные и социал-демократические партии стран ЕС больше волнуют вопросы экономики, борьбы с бедностью, и обеспечения политических прав и свобод в эпоху столкновения цивилизаций - там обсуждают ношение хиджаба, последствия публикации религиозных карикатур и прогнозируют рост всевозможных религиозных радикальных проявлений.

Выходит, что Молдова как была на периферии Европы, не поспевая за нею, так там же и остается. До неё, как, до жирафа доходит последней. Уже сменились тенденции - этнические самокопания успели многократно войти в моду и выйти из неё - а в Молдове только об этом все мысли и настроения, предвыборные скандалы и конфликтные вбросы. Даже ордена и медали раздаются в контексте этого "глобального" спора в мелкой посудине.

Отчасти всё это не совсем плохо - пусть лучше спорят по поводу "молдаван-румын", чем относительно хиджаба и т.п. Отчасти - не очень хорошо, потому что людям в Молдавии от подобных споров легче не становится, как не становится меньше коррупции и недоверия в адрес политиков. Не важно где и кем именно они себя считают - "румынами", "даками", "римлянами", или ещё чем-нибудь из учебников по истории древних цивилизаций.

В Европе сейчас уверены, что страны должны соревноваться не по статистике ВВП, а по "качеству жизни" - то есть по целому блоку вопросов, в том числе пенсии, медицина, и т.п. Пожалуй, главное, чтобы качество жизни бессарабцев в среднесрочный период не приблизилось к временам даков, а приднестровцев - к периоду раннего палеолита. По крайней мере, в этом случае через 25 лет в этих краях хоть будет кому поспорить на все эти животрепещущие этнолингвистические темы...

Роман Коноплев


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей