Дек 19

Один шторм в Италии прошёл. Другой, возможно, более сильный, ещё должен начаться.

Не в первый раз итальянская политика представляет собой пейзаж из парадоксов и сочетания противоположностей. Так, премьер-министр, который получил массовую поддержку избирателей всего два с половиной года назад, выиграл промежуточные выборы, пережил два вотума недоверия в парламенте и всё ещё пользуется высоким рейтингом популярности, постоянно находится под давлением.

Шестнадцать лет прошло с тех пор, как Сильвио Берлускони, благословение и проклятие итальянского народа, совершил своё первое вторжение в политику. Из них Берлускони пробыл у власти восемь лет, хотя, как говорит Джулиано Феррара, редактор Il Foglio, при его харизматичности, распространённое ощущение таково, что он правил всё время. Эра Берлускони близится к закату, но его солнце всё ещё не желает садиться.

Берлускони, глава многоотраслевой медиа-империи (телевидение, радио, пресса, Интернет, кино, реклама и книги), решил учредить политическую партию, когда, как он считал, в противном случае власть могли захватить пост-коммунисты. До 2006 года Берлускони полагался на поддержку трёх партий: федералистов Северной Лиги, неофашистов под руководством Джанфранко Фини и Католического союза центра под руководством Пьера Фердинандо Касини.

В 1994 году Фини и Касини было приблизительно по 40 лет, и они казались восходящими звёздами итальянской политики. Стоя рядом с Берлускони, они действительно выросли, но звезда олигарха затмила их собственные. Они почувствовали себя мелкими дольщиками, не имеющими влияния.

В 2008 году Касини откололся от Берлускони. Только что проведённый вотум доверия окончательно оформил разрыв Берлускони с лидером итальянских правых Фини. В обоих случаях Берлускони победил, но он заплатил дорогую цену. Изначально, его правительство могло иметь более 100 своих сторонников в парламенте; теперь, после ухода Касини и Фини, их стало меньше на треть.

Сам Берлускони, кажется, привязан к своему единственному оставшемуся партнёру: Северной Лиге, которая находится на пике своей популярности (хотя её харизматичный лидер Умберто Босси серьёзно болен). Неудивительно, что Лига призывает к новым выборам этой весной, тогда как Берлускони предпочёл бы расширить своё большинство в правительстве, вернув Касини – дорога, полная препятствий и опасностей.

В конце концов, власть Берлускони, будучи сильной, также сильно и оспаривается. На международной арене, американские дипломатические телеграммы, недавно обнародованные WikiLeaks, ярко освещают американские подозрения относительно Италии, которые не ограничиваются связями страны – слишком тесными, по заявлению Госдепартамента США – с путинской Россией, Ливией и Ираном.

Что, вероятно, более всего поражает англо-саксонскую культурную парадигму, так это наглость, с которой Берлускони употребляет власть – не только, когда дело касается молодых и привлекательных женщин, но прежде всего, когда он продвигает интересы своей компании, ущемляя своих конкурентов. Открытая правительственная поддержка, предоставленная медиа-империи Берлускони против Sky Руперта Мердока, вызвала куда большее волнение в международном масштабе, чем в самой Италии.

Берлускони рассматривает свою «коммерческую дипломатию» в качестве грозного оборонительного оружия, которое может помочь объяснить, почему его не слишком заботит то, как его действия в этой области воспринимаются на международной арене. Также его не слишком беспокоит и мнение внутри страны, ведь противники сильно разделены и не могут предложить достойной альтернативы на выборах.

Вместо этого, куда сильнее Берлускони беспокоит возможный уголовный вердикт Конституционного Суда по обвинениям в коррупции и связанный с ним запрет занимать государственные должности. Вот почему, если будут проводиться новые выборы, Берлускони вполне может превратить их в личный референдум.

Это махинации итальянской политики. Министр финансов Джулио Тремонти – компетентнейший человек в фискальной политике страны, но, однако, правительство остается не способно оживить экономический рост. С другой стороны, общественные беспорядки уже начались и сопровождаются столкновениями студентов и профсоюзных группировок, разжигающих тревогу, угрозы и агрессию против чиновников профсоюзов и ассоциаций нанимателей.

В 2011 году дела могут пойти ещё хуже, так как растущая безработица сокращает частное потребление. И увеличение спрэдов процентных ставок на правительственные облигации, также, не предвещает ничего хорошего, поскольку быстро приведёт к необходимости дальнейшего сокращения расходов.

Несмотря на эти источники беспокойства, Италия – крепкая страна, которая знает, как справиться с экономическим кризисом. Но сможет ли она также справиться с бурлящим политическим кризисом? Ответ может быть таким же парадоксальным, как сама итальянская политика – временно окончательным.

Паоло Месса


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей