Окт 10

Однажды французский философ Жан Бодрийяр решил сравнить продукты в разных магазинах. По доброте душевной он считал современное развитие сельского хозяйства злом. Философ был уверен, что фермеры везде одинаково обкалывают коров гормонами и посыпают пшеницу химией. Сырье у них собирает и обрабатывает грязная машина с дизельным двигателем. Во время приготовления пищи труженики села суют в еду красители, консерванты и еще что-то секретное. Затем товар раскупают продавцы и фасуют его в яркие упаковки. Своим ученикам он говорил, что разницы в качестве нет никакой - есть только разная реклама.

Чтобы проверить свою теорию философ взял свою старую авоську и ранним солнечным утром отправился бродить по парижским продуктовым заведениям. В первые три дня Бодрийяр обошел все центральные магазины. На следующей неделе он отправился в спальные районы, а еще через неделю съездил в несколько пригородов. Он был человек культурный, поэтому все свои наблюдения тщательно записывал в тетрадку, а купленные багеты и сыры аккуратно кушал на скамейке в парке.

К своему удивлению он обнаружил, что толстеет гораздо быстрее, чем ожидал. В самом начале, когда философ еще только собирался заняться едой, он знал, что ему придется прибавить в весе. Бодрийяр был к этому готов, потому что считал себя ученым, а истина требует жертв. Первые три дня все шло нормально, и его бока наливались жиром в меру, по чуть-чуть. Но после поездки по пригородам, и все изменилось. Отведав колбасы и пива из бедных районов, он быстро превратился в персонажа Рубенса. Кожа обвисла и покрылась целлюлитными ямочками, подбородок утроился, а ладони стали походить на пухлые оладушки.

Подумав с недельку, Бодрийяр решил, что его теория о качестве еды не верна. Если бы все было одинаковым, его бы разнесло сразу, в первую же неделю. Раз ожирение случилось ближе к концу эксперимента, значит, вредная еда была именно у бедняков, а не у богатых.

Подумав еще немного, он вывел новую теорию, которая в сокращенном пересказе будут звучать примерно так. Во Франции люди из правящего класса веками едят примерно одни и те же продукты: вяленое мясо, хлеб, молодое вино, овощи и фрукты. Все это выращивается и приготавливается по одним и тем же неизменяемым рецептам. Даже сейчас рожь для них растят на горных полях, подальше от заводов. Землю там обрабатывают бережно, без применения химических удобрений. Пекари в дорогих булочных мелят это зерно каменными жерновами, потом вручную замешивают тесто и готовят хлеб в дровяных печах. В итоге разницы между хлебом на столе у феодала и у современного замминистра нет никакой.

После всех научно-технических революций диета изменилась только у бедноты. Раньше еды у нее совсем небыло и ей приходилось питаться всякой дрянью. В новое время пищевые комбинаты кормят бедняков примерно тем же, что и раньше. Только запах делают получше, цвет поприличней и упаковку потверже, чтоб не расплылось раньше времени. Как говорит Бодрийяр, пустая полка средневекового крестьянина и забитый холодильник современного разнорабочего – одно и тоже. И то и другое сулит скорую смерть: в первом случае от голода, во втором – от рака.

Что было дальше? Бодрийяр написал книгу, назвал ее "Символический обмен и смерть" и продал издательству. На полученный гонорар купил себе самый большой холодильник и доверху забил его дорогими барскими продуктами. Марксизм марксизмом, а онкология – врозь.

Максим Горюнов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей