Янв 22

Мировой рынокРазвивающиеся рынки демонстрировали удивительно хорошие показатели на протяжении последних семи лет. Во многих случаях они далеко обошли промышленно развитые страны с точки зрения экономического роста, отношения долга к ВВП, антициклической фискальной политики и оценок рейтинговых агентств и финансовых рынков.

Однако в начале 2012 года инвесторы задаются вопросом, смогут ли развивающиеся рынки справиться с коррекцией, вызванной новой волной безрискового поведения. Испытает ли Китай жесткое приземление? Ударит ли снижение цен на сырьевые товары по Латинской Америке? Будет ли проблема внутреннего долга Евросоюза распространяться на его соседей, таких как Турция.

Действительно, мало кто верит, что быстрый экономический рос и высокий дефицит торгового баланса, который наблюдался в Турции в последние годы, может быть устойчивым. Кроме того, высокие темпы роста ВВП в Бразилии и Аргентине за тот же период могут вскоре дать задний ход, особенно в случае глобального падения цен на сырьевые товары, что является не такой уж и далекой перспективой, если китайская экономика даст сбой или если в этом году начнется рост во всем мире реальных процентных ставок. Китай, в свою очередь, может жестко приземлиться в том случае, если лопнет его пузырь недвижимости и банки страны будут вынуждены избавляться от плохих кредитов.

И это не буйные пессимистические рассуждения. Всемирный банк недавно понизил прогнозы на 2012 год для развивающихся стран в отчете о Глобальных экономических перспективах, выпущенном в этом месяце. Например, годовой рост ВВП Бразилии, который остановился в третьем квартале 2011 года, согласно прогнозам составит 3,4% в 2012 году, что составляет менее половины 7,5% роста, зарегистрированного 2010 году. В Индии и Южной Азии прогнозируется резкое замедление во второй половине этого года, которое происходит после шести жарких лет, в которые вошли 9,1% роста в 2010 году. Планируется дальнейшее понижение регионального роста до 5,8 % в 2012 году.

Три возможных линии аргументации, эмпирическая, литературная и причинная, каждая предположительно умозрительная и слабая, поддерживают опасения о том, что в 2012 году экономические показатели развивающихся рынков могут сильно пошатнуться.

Эмпирические аргументы ‑ это просто основанная на исторических данных нумерология: кризис в странах с развивающейся экономикой, судя по всему, наступает в соответствии с 15-летним циклом. Международный долговой кризис, который разразился в середине 1982 года, начался в Мексике, а затем распространился на остальные страны Латинской Америки и за ее пределы. Восточноазиатский кризис начался спустя 15 лет, ударив по Таиланду в середине 1997 года, а после распространился оттуда на остальную часть региона и за его пределы. Мы сейчас находимся на 15 лет дальше на этом пути. Так станет ли 2012 год еще одним годом очередного кризиса для развивающихся рынков.

Гипотеза о регулярных циклах подъемов и спадов уже давно обсуждается в научной литературе, например в трудах американского экономиста Кармен Реинхарт. Но я бы хотел обратиться к еще более старому источнику: Ветхому завету ‑ в частности, к истории об Иосифе, который был призван к фараону истолковать сон о семи тучных и семи тощих коровах.

Иосиф предсказал, что наступит семь лет изобилия, с обильными урожаями из-за разлива Нила, а затем семь скудных лет, с голодом в результате засухи. Его прогноз оказался точным. К счастью, фараон уполномочил своего технократического чиновника (Иосифа) откладывать часть зерна за семь лет изобилия, создавая тем самым достаточно запасов для того, чтобы спасти египетский народ от голодной смерти во время семи лет нужды. Это важный урок для сегодняшних правительственных чиновников в промышленно развитых и развивающихся странах.

В случае развивающихся рынков первый семилетний этап обильных потоков капитала произошел в 1975-1981 годах, благодаря перераспределению нефтедолларов в виде займов для развивающихся стран. Международный кризис задолженности, который начался в Мексике в 1982 году, катализировал семь лет нужды, известные в Латинской Америке как «потерянное десятилетие». Поворотным годом стал 1989, отмеченный первым выпуском облигаций Брейди (номинированные в долларах облигации латиноамериканских стран), которые помогли региону выйти из кризиса.

Вторым циклом семи сытных лет был период рекордных потоков капитала на развивающиеся рынки в 1990-1996 годы. После кризиса в Восточной Азии в 1997 году пришли семь лет «капитальной» засухи. Потом был третий цикл притока капитала в 2004-2011 годах, сохранившийся даже во время глобального финансового кризиса. Если история повторяется, то теперь пришло время для третьей «внезапной остановки» притока капитала на развивающиеся рынки.

Достаточно ли пары точек в виде дат и библейской притчи, чтобы воспринять всерьез гипотезу о 15-летнем цикле? Возможно, если у нас есть какая-то причинная теория, которая может объяснить такую периодичность в международных потоках капитала.

Вот вариант:
15 лет ‑ это время, которое требуется для отдельных служащих, занимающихся выдачей кредитов и трейдеров хедж-фондов на то, чтобы сменить свое место работы. Сегодняшняя молодая поросль фондовых работников знает, что был кризис в Турции в 2001 году, но они не испытали этого на собственном опыте. Они думают, что в этот раз все, возможно, будет по-другому.

Если развивающиеся рынки обрушатся в 2012 году, помните, где вы впервые об этом услышали – в Древнем Египте.

Джеффри Френкель


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей