Авг 08

Молдова враг России 19 июля 2018 года парламент Республики Молдова большинством голосов принял Национальную стратегию обороны на 2018-2021 годы, а также План действий по её внедрению. Нами проводится анализ содержания этого пространного (104 страницы) документа, и сегодня мы поделимся первыми своими впечатлениями. Однако прежде нам следует в самых общих чертах остановиться на военно-политическом контексте подготовки этого документа, на том, в каких условиях он формировался.

В последние годы Россия последовательно отклоняла предложения США взять на себя обязательство о неприменении первыми ядерного оружия. Это могло дать Западу, располагающему превосходством в обычных вооружениях, шанс на разгром России в ходе неядерной войны. В начале 2018 года министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров прямо заявил, что США готовят европейские страны к применению ядерного оружия против России, то есть обрекают Европу стать полем боя в возможной Большой войне. Очевидно, что именно в контексте приготовлений к такой войне и разрабатывался проект Стратегии национальной обороны Республики Молдова. Он ориентирован на развертывание на территории РМ боевых действий «высокой интенсивности».

Как следует из опубликованных в сети Интернет материалов, проект был представлен правительством президенту РМ еще 5 декабря 2017 года. Однако весной 2018 года военно-политическая обстановка в Европе и мире изменилась. 1 марта президент России В.В. Путин довел до сведения мировой общественности информацию о новейших разработках российского ВПК в сфере стратегических вооружений и раскрыл несостоятельность расчетов Запада на победу над Россией средствами неядерных вооружений. Запад был предупрежден об ответном ударе России всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в случае, если под угрозой окажется само существование российского государства.

Перспектива стать инструментом, с помощью которого будет вестись эта война, и «агнцем на заклание» европейские страны-члены НАТО не устраивает. Как известно, Германия и Франция уже проявили заинтересованность в мирном урегулировании конфликта на Украине. Должные выводы были сделаны и за океаном. 16 июля состоялась встреча «Путин-Трамп» в Хельсинки, призванная положить начало процессу разрядки в отношениях между США и Россией. К счастью, призрак Большой войны стал рассеиваться.

Однако в Кишиневе произошедших военно-политических изменений как будто бы не заметили, и проект Национальной стратегии обороны Республики Молдова, потерявший свою актуальность еще в марте этого года, остался прежним. То есть составители документа, несмотря ни на что, исходят из тезиса о возможности Большой войны. Разрушение отношений между Российской Федерацией, Европейским Союзом и США, декларируют они, создает новые риски и угрозы в регионе. Отмечено наличие конфликтного потенциала в бассейне Черного моря. Конфликты на Украине и Среднем Востоке могут оказать кумулятивное воздействие на среду безопасности РМ. В числе угроз Молдове, возникающих вследствие «перераспределения силы на международной арене как между государствами, так и между негосударственными акторами», названы химическая, радиологическая, биологическая и даже ядерная. Отмечено также наличие угрозы, создаваемой элементами гибридной войны: пропагандой, информационной войной и кибервойной.

Забывая о том, что такая констатация подразумевает и меры по пресечению пропаганды официального Бухареста, авторы Национальной стратегии утверждают: «Использование иностранными силами инструментария информационной войны создает угрозу национальным ценностям и интересам, подрывает уважение населения к государственной власти. Пропаганда способствует появлению радикализма и экстремистско-террористическим действиям».

Ритуально отметив, что нейтральный статус РМ освящен Конституцией, заверив, что Молдова не допустит использования национальной территории иностранными государствами с целью осуществления мер, направленных против другого государства, составители Национальной стратегии далее демонстрируют неизменность прозападного курса. Стратегическим партнером РМ в документе названы США. А «развитие диалога и кооперации в вопросах обороны» предусмотрено с государствами-членами блока НАТО: Великобританией, Германией, Францией, Италией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Венгрией, Грецией, союзными США Японией и Грузией, а также нейтральной Швецией и даже Китаем. Положительно оценено в Стратегии сотрудничество Молдовы с блоком НАТО и ожидаемое нарастание военного присутствия НАТО на «восточном фланге». Загадочна статья об особом внимании, которое будет уделять Молдова развитию «кооперации» в области обороны с еще одним членом НАТО, Румынией, – с целью «консолидации нейтрального статуса РМ».

Одной из задач Национальной стратегии обороны является решение вопроса, который в Кишиневе рассматривается как внутриполитический, – «территориальной реинтеграции» страны. Упомянув о своей приверженности «мирному разрешению приднестровского конфликта», авторы НСО усматривают угрозу целостности РМ в существовании «вооруженных и военизированных формирований Приднестровья». Оперативная группа российских войск, указано в документе, находится в Приднестровье без «законно выраженного согласия правительства РМ» и в контексте «возможной эскалации конфликта представляет угрозу для безопасности РМ». Возникает вопрос: от кого следует ожидать эскалации конфликта на Днестре?

Как партнер в вопросе урегулирования конфликта, отмечено в Национальной стратегии, растущий интерес для Молдовы представляет Украина. Методы, которыми официальный Киев уже пятый год пытается «урегулировать» конфликт с Донбассом, авторы Национальной стратегии не обсуждают. Решению вопроса о Приднестровье, полагают они, будет способствовать «нарастание экономических и финансовых трудностей сепаратистской области». Но остается в силе и ставка на силовой сценарий. Стремясь создать условия для его осуществления, составители документа требуют превращения нынешней операции Совместных миротворческих сил в гражданскую миссию под международным мандатом и вывода из Приднестровья Оперативной группы российских войск. Это якобы необходимо для международного признания нейтрального статуса Республики Молдова (на международной арене и без того не обсуждаемого).

Ради чего, собственно, принята Национальная стратегия обороны РМ? Национальная система обороны, полагают составители документа, «должна быть способна планировать, руководить и развертывать военные операции высокой интенсивности на всей национальной территории, использовать все национальные инструменты власти и обеспечивать мобилизацию всех национальных ресурсов». Она призвана обеспечить «обновление и укрепление механизмов мобилизации национальной экономики, населения и территории», защиту информационного пространства Молдовы, «укрепление системы информации и оценки угроз национальной безопасности». Реформирование вооруженных сил предусматривает их перевооружение и введение смешанной системы комплектования армии – из контрактников и солдат срочной службы.

План действий по внедрению Национальной стратегии обороны предполагает увеличение финансирования на эти цели более чем вдвое – с 625 миллионов леев в 2018 году до 1,5 миллиардов в 2025 году. Составители документа понимают, что для бюджета РМ такие расходы непосильны. Финансирование реформ в вооруженных силах, а также содержания армии они рассчитывают осуществлять за счет совместных проектов с иностранными партнерами, о чем, надо полагать, предварительные договоренности уже достигнуты. Давайте зададимся вопросом: при финансировании армии из-за рубежа, за счет стран НАТО, что останется от нейтрального статуса РМ?

Подведем итоги:

Национальная стратегия обороны РМ разработана на основе устаревшей оценки военно-политической ситуации в Европе и внутренне противоречива.

Ее осуществление будет представлять собой отход от закрепленного в Конституции нейтрального статуса Молдовы.

Стратегия рассчитана на формирование в республике профессиональной армии (т.е. наличия вооруженных людей, служащих не своему народу, а за деньги).

Если проследить за тем, по какому пути ведут Молдову в военной сфере, на память приходит политика, которую проводили США в отношении стран Латинской Америки. Вашингтон финансировал и снабжал оружием и техникой вооруженные силы латиноамериканских стран, обучал их офицерский корпус. И в 30-е – 50-е годы ХХ века США добились ситуации, когда большинство этих стран оказались по существу оккупированными собственными армиями.

Приемлема ли такая перспектива для Молдовы и вообще для европейских народов? Возможно ли подобную стратегию осуществить в Европе в XXI столетии? Скоро увидим.

Игорь Шорников, директор Института социально-политических исследований и регионального развития

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей