Ответные действия Тирасполя на установление шести пограничных перехода, требуемые ЕС для предоставления Кишиневу льготного визового режима, вызвало бурную реакцию в кишиневских СМИ унионистской и прозападной ориентации, в ЕС и в столицах ведущих государств Запада, включая и Вашингтон.
В этом политическом и геополитическом ажиотаже есть свой интерес для каждого, участвующего в нем, и в геополитической стратегии противоборствующих сторон. Обозначили свои позиции такие центры, как Брюссель, Вашингтон, Бухарест, Москва.
Международное значение Указу президента ПМР придала раздраженная реакция на него украинского председательства в ОБСЕ. Еще при вступлении в правах председательства я высказал Киеву пожелание не брать на себя амбициозных обязательств по Приднестровью: не геополитическому игроку провал обеспечен, если он будет подыгрывать только одному участнику из числа международных игроков. Поэтому обострение отношений между Кишиневом и Тирасполем могло стать результатом односторонней ориентации Киева на Кишинев и на Запад. Его неудачу своеобразно признала Швейцария, которая с 1 января 2014 г. получит от Украины председательство в ОБСЕ. Берн заявил, что приоритетом председательства для него станет решение Приднестровской проблемы. Может Швейцарии повезет…
Вместе с тем, как мне представляется, нельзя сводить всю проблему к неудачному председательству Украины в ОБСЕ из-за отсутствия у нее опыта и собственной политики в Приднестровском вопросе, отвечающей ее долгосрочным интересам. Как нельзя искать ее причины лишь в поспешном решении Е. Шевчука, в провокационной истерике М. Гимпу и О. Нантоя, или в заинтересованных советах Бухареста и Москвы соответственно Кишиневу и Тирасполю. Все значительно глубже, тоньше, расчетливее и дальновиднее.
Установление по требованию ЕС таможенных постов и паспортного режима между правобережной Молдовой и Приднестровьем, как и Указ Е. Шевчука о государственной границе ПМР – это тактические инструменты в геополитической игре Брюсселя и Вашингтона, с одной стороны, и Москвы – с другой. Запад, воздвигающий шлагбаум между двумя берегами Днестра, фактически устанавливает еще один EUBAM с целью воспрепятствовать передвижению людей и товаров с левого на правый берег Днестра. ЕС намеревается либерализовать визовый режим, открыв свои границы населению правого берега Днестра, и одновременно ставит жителям Левобережья ультиматум: «Принимайте гражданство Молдовы, иначе не получите такую же свободу передвижения».
Итак, экономическая блокада 2006 г. усиливается и к ней добавляется блокада передвижения людей с левого берега Днестра. Смысл тактики очевиден: добиться бегства приднестровцев на правый берег Днестра, разрушить политическую систему ПМР и решить Приднестровскую проблему без участия России. Это своеобразный ответ Запада на проект Москвы 2003 г. под названием «Меморандум Козака». Мы, мол, ваш план реинтеграции Молдовы похерили, попробуйте теперь поступить также с нашим.
Если это так, тогда Тирасполю как-то надо защитить себя! Эту задачу он решил установлением собственной государственной границы с Республикой Молдова. Если ЕС при председательстве в ОБСЕ Украины устанавливает погранично-карантинный железный занавес между политическими системами и населением двух берегов Днестра с указанной выше целью, то у Тирасполя есть всего два сценария ответа: а) подчиниться, б) сопротивляться. Избран второй путь, тем более, что он отвечает стратегическим целям ПМР. Тот факт, что он обсуждался с Москвой или даже подсказан ею не должно никого ни смущать, ни возмущать. Кишинев же советуется с Бухарестом, Брюсселем, Вашингтоном, почему же Тирасполю нельзя советоваться с Москвой? Кишинев и Брюссель сделали первый обдуманный, но ошибочный шаг по легитимизации границы между признанным и несостоявшимся государством Республика Молдова, и непризнанной и также несостоявшейся ПМР. Жаль, что Украина не оказывает Тирасполю свою поддержку, но что поделаешь, насильно мил не будешь.
Тактика ЕС, набрасывающая вторую петлю на шее Приднестровья (первая – EUBAM), преследует цель довести там население до гуманитарной катастрофы, до такого уровня отчаяния, когда, ради жизни, оно само побежит в сторону Кишинева, что будет означать проигрыш России. Москва, надеюсь, понимает, чего добивается Брюссель. А если понимает, то и должна принимать решение. К сожалению, у нее тоже небольшой выбор вариантов действий. Пока их видно два: а) сдать Приднестровье, б) бороться за него, исходя, в том числе, из собственных геополитических интересов. А это означает материальная и финансовая помощь, оказание содействия в социально-экономическом развитии ПМР, не взирая на тотальную блокаду со стороны Брюсселя, Бухареста, Кишинева и отсутствия понимания со стороны Украины, которая через полгода не будет уже председательствовать в ОБСЕ. РФ, имеющая в Приднестровье около 200 тысяч своих граждан, оказывает им поддержку, в том числе и посредством административных структур ПМР. А Украина, имея там 100 тыс. своих граждан, не хочет понять их положение и отказывает им даже в политической поддержке, видя в кризисе отношений между Кишиневом и Тирасполем лишь одни козни Москвы.
Кишинев утверждает: не было бы поддержки сепаратистов Тирасполя со стороны России, то с ПМР давно было бы покончено. Да, это так. Но ведь и власть правобережной Молдовы живет за счет поддержки Запада, его кредитов, грандов, другой безвозмездной помощи. Следовательно, и Республика Молдова с точки зрения ее политической жизнеспособности недалеко ушла от ПМР.
В связи с ролью РФ в Приднестровском урегулировании, следует остановиться на бытующем среди политиков и политологов известного направления утверждении, что «ключ от его решения находится в руках Москвы». Они не впервые прибегают к этому приему. Более удачного хода по дискредитации Москвы трудно себе представить. Но проанализируем его и ответим на вопросы, имеет ли это утверждение под собой основание и кому оно выгодно?
Кремль дважды мог разрешить политический кризис в Молдове. В первый раз – в 1992 г., когда Кишинев осуществил агрессию против левого берега Днестра. В то время геополитическое влияние Запада на Кишинев было малозаметным, он увязал в кризисе на Балканах, и у него еще не было возможностей рассматривать постсоветское пространство как свою вотчину. Фактически тогда впервые возник военно-политический сценарий, который повторился в Южной Осетии в 2008 г. Смею утверждать, что тогда Москва могла решить Приднестровскую проблему вопреки Кишиневу и Тирасполю, объединить оба берега Днестра, сняв все этнические и языковые преграды, приведшие к дезинтеграции республики.
Во второй раз – в ноябре 2003 г., что было связано с просьбой Кишинева помочь решить проблему реинтеграции страны и разработкой известного проекта, получившего название «Меморандум Козака». Но к этому времени Запад вовсю хозяйничал на правом берегу Днестра. Москва же утратила свое влияние здесь, и самостоятельно, без опоры на политическую силу в Кишиневе и без согласованных с Западом решений, не могла объединить Молдову. Как следствие, Вашингтон и Брюссель заблокировали подписание Меморандума. Из этого следует, что Москва в 2003 г. не поняла, что Запад уже имел дубликат ключа от Приднестровского урегулирования. С этого момента, роль Кишинева и Тирасполя в объединении двух берегов Днестра зависела от того, какую позицию занимали Бухарест, Брюссель и Вашингтон, с одной стороны, и Москва – с другой. Первые, как правило, подыгрывали Кишиневу, сторонника унитарной модели реинтеграции Молдовы, которая оставляла открытой перспективу ее объединения с Румынией, а это в свою очередь приводило к геополитической переориентации не только правого, но и левого берега Днестра. Москва, предвидя такую перспективу, исходила из необходимости не допущения вхождения Приднестровья в состав Румынии и сохранения, хотя бы, части своих геополитических интересов и на правом берегу Днестра. Как видим, цели геополитических игроков диаметрально противоположны, и они имели уже решающее значение в Приднестровском урегулировании.
В связи со сказанным, заявлять, что ключ от решения Приднестровской проблемы находится исключительно в руках Москвы – это политическая спекуляция и информационная война против России. В которую участвуют политики и политологи Украины определенной ориентации, и не только они. Поэтому, когда недруги молдавского государства делают такие заявления, это всегда означает требование к Москве сдать Приднестровье. Истина же состоит в том, что сейчас эту проблему можно решить путем компромисса, на взаимовыгодной основе. Но как долго сохранится паритетное влияние геополитических игроков на ее решение, трудно сказать. В перспективе все может измениться. Все зависит от возможностей Москвы сохранить РФ в качестве геополитического игрока в нашем регионе Европы. И рождения Украиной своего геополитического Я.
Заявление московского Бжезинского, Александра Дугина, о том, что ключ от Приднестровья находится в Москве, исходит от человека, видящего РФ в геополитической ипостаси сверхдержавы. Но она таковой является по своему ядерному потенциалу, а не по экономическому развитию или прочности политической системы государства. Его автор – российский геостратег, находящийся в плену исторического величия Российской империи и Советского Союза, а не геополитических реальностей Российской Федерации после 1991 г. Да, у Москвы есть ключ, но им можно лишь принести Приднестровье на алтарь жертвоприношения. У нее нет ключа, с помощью которого она может единолично объединить оба берега Днестра. Этот ключ утерян ею в 1992 г.
На мой взгляд, в 2013 г. произошел очередной сбой в Приднестровском урегулировании. По вине Кишинева, спешащего в никуда, и Брюсселя, помогающий ему в этом. Тирасполю грех было не воспользоваться случаем. Возможно, чтобы насолить Леониду Кожаре. Может, Евгению Шевчуку следовало выдержать паузу, но с точки зрения понимания им политики правого берега Днестра и ЕС по отношению к ПМР, это не так важно.
Иван Грек, доктор истории, политолог
Отзывов (7) на «Сбой в Приднестровском урегулировании»
Оставьте свой отзыв
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
- Шкатулка народного творчества
29 июня 2013 в 8:24
И когда же кончится этот ,,футбол,,? Им (политикам) все неважно,они себе спокойно летают куда захотят,а вот простому люду строят какие то гигантские заборы. Раньше за 2р20коп можно было за 2часа на дизеле доехать до Одессы,позагорать с детьми на море и вечером вернуться домой. А сейчас ,мало того что билеты в три дорога,так еще и на таможнях торчишь и загранпаспорта надо иметь!!!!! А выход всегда есть ув.политолог–это здравый смысл,а не чьи то геополитические интересы. У людей жизнь одна и совсем не хватит времени ждать пока кто то перебесится и его ,,посетит разам,,!!!!!!!
29 июня 2013 в 11:35
За долгие годы тления Приднестровского конфликта стало понятно,что договорится с Молдовой не получится в связи с тем ,что у власти находится кучка румынских реваншистов с которыми до сих пор не могут справится.Из за введения Кишинёвом неприемлемых условий и тупости кишинёвских советников все усилия рассыпаются!
29 июня 2013 в 13:00
если Кишинёв поставит посты и РЕАЛЬНО устроит паспортный режим - то это означает, что он сам создал реальную ГРАНИЦУ между ПМР и РМ, тем самым Кишинёв отказался и отделился от ПМР границей и паспортным контролем - значит РМ ПРИЗНАЁТ ПМР, вот нам и независимость…
29 июня 2013 в 16:24
Все что развивается и образует собой отдельные предметы,должно появляться и исчезать ,изменяться и перевоплощаться,рождаться и умирать,другими словами–имеет определенный предел. И к этим предметам принадлежат царства (государства) (Дмитрий Кантемир 1711 год) Иными словами-ни что не вечно под луной! Не мешало бы и нынешним правителям кругом быть такими же мудрыми,а не думать только о своем ПУЗЕ!
01 июля 2013 в 16:23
почему в статье идёт лейб мотивом - речь объ объединении Приднестровья с молдаванами? Только и пишет автор - могли объединить тогда, могли тогда - ну не хочет Приднестровье объединяться с “дружественной” молдовой и Москва это понимает, так, что стыдно автору говорить, что Москва могла кого-то с кем-то объединить. Как раз наличие меж языковых (1) и меж этнеческих (2) разногласий и развело берега Днестра, а автор говорит об обратном
01 июля 2013 в 16:29
Согласен с выводами Валерия, но если бы теперь не было экономических и иных козней от молдаван, а то ведь действительно, теперь можно и де-юре считать ПМР государством, но свободу экономической деятельности как осуществлять - дороги-то идут ч-з молдову или Украину??
01 июля 2013 в 23:37
Ну , Сергей, к сожалению, а для признания де-юре нужны декларации о признании (официальные) соседних, да и других стран.
А вообще, автор молодец, замечательная аналитическая статья!