В то, что на берегах Днестра вновь может загреметь канонада, мало кто хочет верить. Но если отбросить подсознательное нежелание признавать суровые реалии сегодняшнего положения, то предчувствие войны становится не таким уж смехотворным.
Если называть вещи своими именами, то следует признать, что в конфликте 1992 года первую скрипку играли не территориальные или лингвистические вопросы - они лишь официальная версия, а желание новых властей Молдовы прибрать к рукам как можно больше оставшейся от СССР собственности. Тем, кто не в курсе, можно напомнить, как в ожидании “унири” демонтировались и продавались за Прут высокотехнологичные линии с оборонных предприятий. Некоторые люди, ответственные за это, все еще заседают в парламенте. В Приднестровье, взбунтовавшемся еще до провозглашения независимости, было несколько крупных производств, на которых можно изрядно навариться. Ворованные деньги - деньги шальные, быстро пришли, быстро ушли, а соблазн набить карман за счет государства остался. Почему бы не развязать войну, которая ничем не грозит власть имущим? Ну а простые люди - они ж и не люди вовсе!
Несмотря на заявления некоторых политиков и экспертного сообщества о возможности войны, это все фикция. Угрозы войны нет - наоборот, есть угроза мира. Вопреки распространенному заблуждению, ни гражданские конфликты, ни война, не несут угрозы молдавской государственности. Напротив, они являются необходимым условием её существования. А вот мир вполне способен её разрушить.
Если бы не война на Днестре – кому была бы интересна Молдова? Или даже шире: если бы не конфликт между двумя общинами Молдовы - румыно- и русскоязычной, то на каком фундаменте была бы построена молдав-ская государственность?
Когда распался СССР, Молдова была в ступоре от свалившейся на нее независимости. Разумеется, партэлита незамедлительно прикарманила ставшую вдруг бесхозной госсобственность и стала шантажировать непослушанием московских кураторов, в которых видела опасных конкурентов. Но никакой концепции независимого молдавского государства не было и в помине. Союз распался - и Молдова, нежданно оставшаяся одна в бурном житейском море, и очень этим напуганная, одинокая и растерянная, в панике поплыла в сторону Румынии. Не случись войны в 1992г. - обязательно доплыла бы до неё. И не было бы сейчас никакой Республики Молдова, члена ООН, претендента на безвизовый режим с ЕС и прочая, и прочая. Была бы румынская провинция.
И для партократов, вышедших из Советского Союза и благополучно устроившихся в новой реальности - ставших предпринимателями, политиками, лидерами партий, президентами – это точно было бы трагедией. Это стало бы концом их привилегированного положения. Вряд ли кто-то из молдавской обоймы сделал бы политическую карьеру в Румынии. Судьба нескольких кишиневских политиков, перебравшихся в Бухарест в середине 90-х - убедительное тому подтверждение.
А вот дальше на этом фундаменте - на войне 1992 года - и стала строиться собственно молдавская государственность в её нынешнем виде. Потому что появилась идея - «Восстановим территориальную целостность страны». И неважно, что молдавская государственность построена на двух взаимоисключающих вещах: на наследии Советского Союза, со ссылкой на границы бывших союзных республик, и на отрицании Советского Союза, с ритуальными проклятиями в адрес «пакта Молотова Риббен- тропа». И неважно, что Приднестровье объявило о своей независимости на два года раньше, чем Молдова. Все неважно! Миф важнее всего. А неурегулированный приднестровский конфликт во всех этих рассуждениях и мифологемах играет роль замкового камня в каменной арке. Убери его – и арка рухнет.
Давайте представим ситуацию: конфликт исчерпан. Стал частью истории – ну, как война между Севером и Югом в Соединенных Штатах. И что мы получим тогда на выходе?
Во-первых, Молдова сразу же выпадает из всяких мониторингов ООН, ОБСЕ и прочих международных организаций.
Во-вторых, намертво слетает из колонок новостей, поскольку утрачивается три четверти информационных поводов.
В-третьих, к Молдове начинают предъявлять требования – в соответствии с нормами европейского государственного общежития. Ну, это если Молдова все еще стремится в Европу.
Наконец, собственные граждане тоже начинают задавать всякие дурацкие вопросы: к примеру, о деньгах из бюджета – куда они деваются? А еще - о качестве управления, об отсутствии экономики, о перспективах развития... И уже нельзя будет сослаться ни на «оккупационные российские войска», ни на «черную приднестровскую дыру», препятствующую движению куда-то, а также притоку инвестиций. Целый пласт демагогии просто отваливается. И на всеобщее обозрение предстает до крайности неприглядная картина коррумпированного, разложившегося и некомпетентного во всех отношениях политического класса Молдовы.
Поэтому не стоит ожидать, что политики заинтересованы в скорейшем разрешении приднестровского конфликта - наоборот, они делают все, чтобы он продолжался. И декларация, принятая парламентом на прошлой неделе, лишь подтвердила это. Пустая бумажка с цитатами из закона 2005 года, по большому счету - общие слова. И что там тайного обсуждали?..
Послесловие
В середине июня в Брюсселе прошло 17-е заседание Комитета парламентского сотрудничества Европейский союз – Молдова. Примечательно, что сей форум даже не вспоминал о таких наших проблемах, как коррупция, бедствующее сельское хозяйство или реформа судебной системы. Высокие умы строчили рекомендации... по приднестровкой проблеме.
В частности, комитет принял документ, в котором призывает к "завершению вывода российских военных подразделений" из Приднестровья, утверждая, что "в этой зоне не существует никакого конфликта".
Члены комитета также выразили глубокую озабоченность в связи с принятием Приднестровьем закона о государственной границе, что, по мнению авторов документа, "создает новые барьеры и препятствия политического, военного и административного характера на пути переговоров в формате "5+2", приводя, таким образом, к усилению самоизоляции региона.
Молдавские и европейские депутаты призвали международных партнеров, участвующих в процессе переговоров в формате "5+2", использовать полномочия, предоставляемые им их статусом, для усиления мониторинга ситуации в Зоне безопасности.
Парламентский форум выразил озабоченность в связи с "трудностями и дискриминационным отношением", с которым якобы сталкиваются в Приднестровье восемь молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики.
Обращаясь к главам государств и правительств ЕС, комитет потребовал "подтвердить свою поддержку перспектив присоединения Молдовы к ЕС в рамках саммита "Восточного партнерства" в ноябре 2013 года в Вильнюсе". Европейскую комиссию и молдавское правительство депутаты призвали парафировать Соглашение об ассоциации ЕС-РМ, в том числе Соглашение о зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли до саммита в Вильнюсе и предпринять все необходимые усилия для подписания соглашения в 2014 году.
Еще до назначения нового правительства еврочиновники намекали, что можно было бы подписать соглашение об ассоциировании с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли и о либерализации визового режима на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе, только если завершится «как следует» политический кризис в Молдове. Кризис закончился, но теперь нас уверяют, что в Вильнюсе названные документы будут в лучшем случае парафированы, в то время как подписание их откладывается как минимум до следующего года. При этом стоит напомнить, что в конце марта Брюссель выдвинул в качестве нового условия либерализации визового режима для граждан Молдовы решение молдо-приднестровского конфликта.
В то же время Комитет парламентского сотрудничества ЕС-РМ приветствовал избрание нового председателя парламента Молдовы и утверждение нового "проевропей-ского" правительства, порекомендовав им активизировать борьбу с коррупцией и, ес-тественно, "продолжать реформы, которые будут способствовать укреплению демократии, правового государства, прав человека и достижению значительного роста в экономической, социальной и образовательной сферах".
Еще одна декларация, до отказа набитая общими фразами. Может быть, укажи европейские партнеры властям Молдовы на пути решения таких опасных проблем, как борьба с коррупцией, развитие экономики и сельского хозяйства, Молдова сейчас была бы уже гораздо ближе к ЕС.
Возникает вопрос: а что изменится после вывода российских миротворцев и охраны складов, даже если представить невероятное - воссоединение страны? В первую очередь присоединение ознаменует собой очередной виток передела собственности, которой в виде работающих заводов в восточном регионе еще хватает, и каждый захочет отщипнуть себе кусочек. Этот дележ разрушит наспех слепленную коалицию, приднестровские предприятия будут развалены, распилены и распроданы... А что дальше? Станет ли от этого Молдова ближе к Европе? Будет ли лучше жизнь населения? Возродится ли экономика? Исчезнет ли коррупция? Конечно, нет. И кому тогда нужны такие декларации для галочки?
Отзывов (3) на «Предчувствие войны»
Оставьте свой отзыв
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
- Шкатулка народного творчества
30 июля 2013 в 10:49
А что приднестровские предприятия уже не развалены,не распилены и не распроданы? Или охрана старых оружейных складов в Колбасном такая уж необходимость для пмр? Что в пмр нет коррупции?
30 июля 2013 в 18:15
Татьяна,предприятия еще работают,не все конечно,но работают и не хочется что-бы и их молдавские умники распилили и развалили.
30 июля 2013 в 22:24
800 предприятий (самые крупные и средние) ПМР зарегистрированы в органах Молдовы, так что же остается “ПИЛИТЬ”????