июля 22

Андрей Сафонов Сегодня вопрос стоит почти что по Гамлету: быть или не быть? Быть ли постсоветскому пространству (в частности, юго-западу бывшего Советского Союза) разорванным под напором «ястребов» Запада на куски под видом европейской интеграции, или же оно через некоторое время вновь станет частью нового объединительного проекта на базе существовавшей ранее Великой Страны.

Проще говоря, проектов перед нами два.

Первый – так называемый европейский, или, скорее, если рассматривать проблему с геополитической точки зрения, американский. Он как раз и направлен на разрыв народов и стран бывшего СССР с помощью втягивания их в разные евроструктуры и в НАТО.

Второй – евразийский проект. Он направлен на сплочение народов бывшего СССР, сохранение их производственного, научного, технического, культурного потенциала. Этот проект направлен на то, чтобы люди работали и зарабатывали дома, жили со своими семьями в родных домах, а не ездили по чужим странам в поисках копейки.

Я глубоко убеждён, что второй проект лучше, выгоднее, полезнее и перспективнее.

Приднестровцы определились с выбором пути

ПМР с самого начала твёрдо определилась, выбрав евразийский проект. Выбор сделан, несмотря на имеющиеся объективные трудности – от неурегулированности молдо-приднестровского конфликта и до экспортно-ориентированной экономики Приднестровья, вынужденной в силу ряда причин значительную часть своей продукции отправлять в страны ЕС.

Что такое с практической точки зрения сейчас интеграция в восточном направлении для приднестровца? Это возможность вырастить и продать весь урожай в России, что сейчас будет немыслимым для жителей Молдовы, которым запрещено поставлять свою продукцию АПК в РФ после подписания между Кишинёвом и ЕС соглашений об ассоциации и свободной торговле. Это возможность сохранить и возродить свои фабрики и заводы, а также работать на них, приходя вечером в свои стены, которые, как известно, помогают.

Приднестровец, конечно же, не считает Европу чем-то вражеским. Но своё, родное для него – это бывший Советский Союз, где живут родственники и друзья большинства из нас. А сближение с ЕС для Приднестровья обернётся распространением на свою территорию соглашений, заключённых между Молдовой и Румынией, которая готовит присоединить к себе всю бывшую Советскую Молдавию.

Ибо в наших конкретных условиях проект европейской интеграции – это проект «вхождения в Европу через Румынию», тем более, что президент Румынии Траян Бэсеску уже объявил поглощение бывшей МССР «национальной идеей» Бухареста.

Наши задачи и средства их решения

Давайте рассуждать взвешенно и беспристрастно. ПМР – это индустриально-аграрный регион с такими известными предприятиями, как Молдавский Металлургический завод (ММЗ), «КВИНТ», Молдавская ГРЭС, «Прибор», «Молдавкабель», «Электромаш», Рыбницкий цементный комбинат и т.д. Значительная часть предприятий Приднестровья традиционно относится к ВПК.

Задача: сохранить, модернизировать, усилить эту производственную базу и создать на ней дополнительные рабочие места. Европе это не нужно, а России, Украине, Белоруссии, другим регионам бывшего СССР – пригодится.

Что касается Украины, то мы пока не знаем, какой в перспективе курс выберет народ братской нам республики, поэтому запасёмся терпением. Рано или поздно, я уверен, отношения Москвы и Киева нормализуются, а это, в свою очередь, облегчит работу Приднестровья со странами бывшего СССР.

Итак, мы обозначили задачу, но каким может быть средство её решения? Только одно: сближаться и объединяться.

Какие плюсы ПМР видит в евразийском проекте?

Почему ещё ПМР выступает за евразийскую интеграцию?

Во-первых, ПМР не намерена отказываться от российских войск и украинских военных наблюдателей, как гарантов физической безопасности Республики.

Во-вторых, ПМР считает, что в рамках Таможенного Союза было бы легче возродить экономическое сотрудничество с поставщиками сырья из РМ и переработчиками из ПМР (такая система бытовала ещё во времена СССР).

В-третьих, евразийская интеграция позволила бы активнее подключить предприятия приднестровской «оборонки» к сотрудничеству с Россией и странами ОДКБ.

В-четвёртых, евразийская интеграция была бы полезной для всего юго-запада бывшего СССР тем, что смогла бы вновь увязать в единый экономический организм порты Одессы и Ильичёвска; загрузить работой судостроительные верфи Николаева; дать возможность российскому рынку проглатывать весь урожай аграриев Молдовы, которые могли бы тогда попросту забыть о жалких и смехотворных европейских квотах. Кстати, развитие грузоперевозок через Одессу всегда в истории зависело от степени интегрированности Российской империи и СССР. «Уйди» Украина полностью в Европу – и Одесский порт во многом зачахнет.

В-пятых, ПМР, РМ, юг Украины могли бы возродить АПК, вытеснив со столов людей безвкусную и «восковую» польскую, турецкую, израильскую и иную продукцию.

Итоговый выбор интеграционной модели – за народами Молдовы и Украины. Приднестровцы уже определились.

Что будет делать ПМР?

Не знаю, какими могут быть в предстоящие месяцы ходы ПМР по части евразийской интеграции, но предположить можно следующие действия Тирасполя.

Во-первых, достижение осуществления свободной внешнеэкономической деятельности на базе Протокола 1997 года.

Во-вторых, использование времени работы со странами ЕС по преференциям для приднестровских предприятий (2014-2015) для максимальной переориентации экономики ПМР на восток.

В-третьих, готовиться, в случае необходимости, работать в условиях жёсткой экономической блокады и даже изоляции по формуле «Деньги извне – производство внутри».

В-четвёртых, усиление военного и военно-технического сотрудничества со странами, вовлечёнными в евразийский проект.

В-пятых, подключение к финансово-экономическим ресурсам БРИКС. Очевидно, это можно сделать через Россию.

В-шестых, сохранение на территории ПМР российского и украинского информационного присутствия. Несмотря на разную трактовку многих вопросов в российских и украинских СМИ, для приднестровцев принципиально важно сохранять присутствие и России и Украины, как символ своей причастности к огромным просторам бывшего Союза. К тому же, как уже было сказано, отношения Москвы и Киева не всегда будут такими, как сегодня.

К этому надо добавить, что не всё в мире измеряется деньгами. Важно ощущение общего, своего, родного. ЕС для Приднестровья – это важное сотрудничество, но это не своё…

В евразийском проекте мы займём достойное место

Как и предсказывали серьёзные аналитики, попытка нынешних властей Молдовы полностью уйти под крыло ЕС, но при этом сохранить прежние экономические отношения с Россией, свойственные дружественным партнёрам Москвы, не удалась. Молдовские фрукты не окажутся на российских столах, вино не попадёт на прилавки российских магазинов, а патенты для гастарбайтеров из РМ решено пока в России, судя по СМИ, не выдавать. Ясное дело, ПМР попытается работать с Россией напрямую, чтобы эти меры приднестровцев не коснулись.

Кое-что уже сделано. Как известно, Роспотребнадзор некоторое время назад разрешил спиртным напиткам из Приднестровья и Гагаузии беспрепятственно поступать на российский рынок.

На очереди – невведение для ПМР российского таможенного тарифа в 17% для овощей и в 5% для фруктов, который россияне анонсировали ранее для продукции из Молдовы. Впрочем, нужен ли и тариф, коль скоро овощи и фрукты из РМ попросту не допускаются в Россию?... А ведь Запад, по сути, цинично подставил Молдову с ассоциацией и зоной торговли! Разве не было известно, что только яблок Россия ежегодно покупала у молдовских производителей 160-170 тысяч тонн, тогда как европейские квоты предусматривают поставку в ЕС лишь 20 тысяч тонн?!

Это ли не уничтожение производственного сектора экономики Молдовы, это ли не сознательное «еврокидалово»?! Брюсселю, а, в ещё большей степени, Вашингтону надо было просто оторвать республики бывшего Союза от России и натравить их на Россию. А судьба самих этих республик западных «доброхотов» не интересует.

В этих условиях очевидно, что только новое сближение на новых принципах народов бывшего СССР даст возможность всем нам прорваться в развитое будущее. И юго-запад бывшего Союза обладает потенциалом, достаточным, чтобы занять в таком проекте достойное место.

Андрей Сафонов, приднестровский политолог

Отзывов (3) на «Быть или не быть?»

  1. Сергей пишет:

    хорошая статья, но добавлю один момент, а почему Тирасполю не начать искать союзнических отношений с Северной Кореей, с Китаем?
    Глядишь и признание можно получить существенно быстрее!
    Россия, однозначно дружественная страна, но к сожалению ещё достаточно опутана множеством противоречивых тенденций и идей, которые очень не легко перебороть.

  2. Сергей пишет:

    Союзу славянских народов однозначно - Быть!

  3. михаил пишет:

    Все таки судьба соратника по борьбе, профессора Яковлева не дает покоя Сафонову А.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей