Янв 27

Молдо-Приднестровское урегулирование Официальный визит президента Молдовы Игоря Додона в Москву, его встреча с Владимиром Путиным, пожалуй, стали для нас главной внешнеполитической новостью уходящей недели. В первую очередь, потому, что на встрече двух президентов – российского и молдавского – активно обсуждалась тема молдо-приднестровского урегулирования.

И хотя в парламентской республике, коей является Молдова, президент не имеет широких полномочий и не наделён властью самостоятельно решать подобные вопросы, тем не менее, мы внимательно отслеживали происходящее: кто что скажет, кто как отреагирует на сказанное, на что конкретно в этих переговорах будет сделан упор, в каком ключе будет упомянуто Приднестровье. Потому что от «большого брата» и от соседей, их настроений, намерений, симпатий и антипатий напрямую зависит судьба нашей маленькой республики.

Своим визитом в Москву Игорь Додон растопил лёд, плотно сковывавший отношения Молдовы и России около 8 лет – переговоров такого высокого уровня между этими странами не было с 2009 года. Ещё во время предвыборной кампании Игорь Додон обещал, что первый его иностранный визит в качестве президента состоится именно в Москву. Сказано – сделано. Хотя до этой поездки состоялся ещё один визит Додона, условно «иностранный» — к нам. Как вы помните, 4 января в Бендерах по инициативе кишинёвского коллеги состоялась встреча двух президентов – Додона и Красносельского, и это также было серьёзным шагом на пути разморозки крайне холодных в последнее время отношений Молдовы и Приднестровья. Особенно с учётом того, что предшественники Додона за время своего президентства к нам носа не казали и прямые двусторонние контакты на уровне глав государств не проводились почти 10 лет. За поездку в Бендеры молдавские демократы уже вдоль и поперёк раскритиковали своего президента и даже обвинили его в антиконституционных действиях. В частности, потому, что он поздравил Вадима Красносельского с победой на президентских выборах, тем самым якобы признавая легитимность нашего региона и его властей, а также потому, что на встрече с Красносельским не потребовал вывода российских войск из Приднестровья. Михай Гимпу даже пригрозил Додону импичментом.

Но вернёмся к московской встрече Путина и Додона. Сказать, что она получилась положительной или отрицательной для нас – значит, сделать ошибку. Потому что в большой политике с однозначными выводами и действиями не принято спешить, а в таких случаях, как урегулирование конфликтов между странами – тем более. Но определённые тенденции выделить таки можно.

Первая: проблему не задвинут вновь в долгий ящик, её будут обсуждать и решать на высшем уровне, не взирая на ограниченные полномочия молдавского президента (хотя следующие парламентские выборы в РМ, при условии победы на них партии Додона – т.е. социалистов, могут развязать ему руки). Если верить Игорю Додону, конкретные результаты урегулирования мы увидим уже в текущем, 2017-м году. Будет ли это касаться «заземлённых» моментов во взаимоотношениях наших стран – экономических, транспортных, бытовых и проч., либо нам предложат конкретный политический выбор (федерация, конфедерация) – время покажет.

Вторая: говоря о решении молдо-приднестровского конфликта, высокие политики все-таки подчёркивали необходимость сохранения территориальной целостности Молдовы.

Кто-то называет это тревожным «звоночком» для нас, но о территориальной целостности Молдовы политики разных рангов, включая российских, причастные к переговорному процессу, говорили все 25 лет нашей независимости, но так ни до чего и не договорились.

Третья: Россия останется нашим верным другом и помощником и впредь, выступая гарантом в процессе урегулирования – если, конечно, между Молдовой и Приднестровьем будет найден устраивающий обе стороны компромисс. А это, опять же, возвращаясь к вопросу о целостности Молдовы, означает, что Россия не поддержит односторонние действия Молдовы, если таковые будут предприняты, идущие вразрез с позицией Приднестровья. Это твёрдо пообещал Владимир Путин, а уж его-то слову можно верить.

Четвёртая: признания со стороны Молдовы ждать нам всё-таки не стоит. Это ясно следует из озвученной Додоном на московских переговорах позиции Молдовы по отношению к Крыму. Признать его российским в РМ не рискнут – чревато и геополитическими проблемами (в частности, ухудшением отношений с Украиной), и внутриполитическими (опасный прецедент для самой Молдовы, имеющей под боком непризнанное Приднестровье).

Экс-министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак считает, что прорыва в вопросе урегулирования в ближайшее время ждать не стоит.

«Приднестровскому МИДу придется иметь дело с, условно говоря, двумя Кишинёвами. Один — это прозападная коалиция, которая контролирует парламент и правительство и, по сути, располагает реальной полнотой власти. Другой – президент и его окружение. Президент хоть номинальный, но всё же глава государства обладает определёнными полномочиями. Он является лидером политической партии, которая будет претендовать на парламентское большинство на выборах в 2018 году», - объясняет эксперт

По его мнению, нашим дипломатам предстоит серьёзная и кропотливая работа по выстраиванию отношений с этими двумя силами.

Но в целом результаты московской встречи эксперты оценивают оптимистично. Так, российский историк Николай Стариков отмечает, что улучшение отношений между Молдовой и Россией автоматически приводит к снятию напряженности между Молдовой и Приднестровьем. Он полагает, что открытие российского рынка для молдавских товаров и упрощение въезда в Россию трудовых мигрантов из Молдовы может настолько укрепить положение Игоря Додона в РМ, что станет возможным проведение в стране досрочных парламентских выборов. Если по итогам выборов президент получит поддержку законодательной и исполнительной ветвей власти, то сможет приступить к переговорам о полномасштабном урегулировании молдо-приднестровского конфликта.

«Конечно, о сроках урегулирования говорить сложно, потому что мы не должны забывать о наличии между Россией и Молдовой, Приднестровьем русофобски настроенной Украины, что усложняет политическое урегулирование», - напоминает Стариков.

P.S. Игорь Додон подарил Владимиру Путину памятную статуэтку с изображением российского императора Петра I и молдавского господаря Дмитрия Кантемира в знак многовековой дружбы между российским и молдавским народами. Российский президент в свою очередь подарил молдавскому визави карту Молдовы XVII века, нарисованную итальянским картографом Бартоломео Борги после русско-турецких войн, на которой нынешняя часть Румынии является молдавской. Интернет-пользователи сразу обратили внимание на этот подарок, усмотрев в нем «тонкий намек на толстые обстоятельства».

Жанна Мязина, газета «Профсоюзные вести»

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей