Фев 05

О переговорном процессе, изменениях и подвижках, роли посредников и наблюдателей, а также о прогнозах и опасениях рассказала приднестровский политолог Светлана Осипова.

Возобновления полноценного переговорного процесса ждут уже давно как его участники, посредники и наблюдатели, так и рядовые граждане на обоих берегах Днестра. С начала января глава Приднестровья посетил Москву и Киев, где обсудил ряд актуальных тем с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко и с руководителем Администрации президента Российской Федерации Сергеем Ивановым. Президент ПМР Евгений Шевчук провёл ряд встреч с делегацией Федеративной Республики Германия, с комиссаром Совета Европы по правам человека, с исполняющим обязанности главы миссии ОБСЕ в Молдове, с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации, с делегацией Европейского Союза. В приднестровском министерстве иностранных дел также прошли встречи с представителями США, Евросоюза, Великобритании и ОБСЕ. «Оживление во внешней политике ПМР на лицо», - отметила политолог Светлана Осипова.

«Относительно активности на поле внешней политики ПМР - активность новой власти не может не радовать, потому что в любом случае действие лучше, чем бездействие. В ПМР всегда существовала формула не отказа от любых переговорных процессов, потому что независимо от того, будет достигнут результат или нет, само наличие переговоров свидетельствует о доброй воле его участников. Другой вопрос, что, на мой взгляд, произошла смена формулы достижения договорённостей. Если раньше мы шли от общего – достижения независимости ПМР к решению частных вопросов, связанных с экономическим, социальным, культурным и иным развитием, то сегодня формула поменялась. И мы идём от частного, то есть от решения экономических задач к общему – признанию ПМР. И если эта главная цель и задача не будет отодвинута, предана и забыта, то, наверное, изменения формулы общения с нашими молдавскими партнёрами по переговорам имеют право быть и имеют определённый позитивный смысл. Надо пытаться договариваться о тех вещах, которые понятны тем, кто в этих переговорах участвует».

Однако на фоне активности международных субъектов в отношении Приднестровья главным политическим событием всё же стала прошедшая на прошлой неделе в Одессе встреча президента ПМР Евгения Шевчука с молдавским премьером Владом Филатом. В центре внимания на встрече были не политические вопросы определения статуса Молдовы и Приднестровья, а экономические реалии обоих государств. Именно решение экономических вопросов нынешнее руководство ПМР сегодня ставит во главу угла. Комментируя итоги встречи с премьер-министром Республики Молдова, президент Шевчук резюмировал:

«Мы являемся приверженцами тактики мелких шагов в направлении разблокирования экономического взаимодействия, в решении проблем в культуре, медицине и так далее. Думаю, мелкими шагами можно создать условия для решения более сложных задач. В рамках такой концепции мы и намерены двигаться. Приоритетом является решение проблем конкретных граждан».

Согласна с такой позицией и приднестровский политолог Светлана Осипова.

«Сегодня, на мой взгляд, и руководство ПМР, и руководство Молдовы отличаются неким экономическим мышлением и даже экономическим чутьём. И, возможно, что через достижение экономического интереса мы придём к решению политических проблем. Наверное, это правильно. И я всегда считала, что именно экономическое бытие должно определять политическую действительность, а не наоборот. Один вопрос выпадает из этой области – вопрос признания ПМР».

Именно так называемая политика «мелких шагов» сегодня активно проводится приднестровским руководством по отношению к соседней Молдове и её гражданам. Отмена 100%-ой таможенной пошлины на молдавские товары, упрощение процедуры пересечения границы ПМР. Все эти «мелкие шаги» Приднестровье готово сделать навстречу соседнему государству, в том числе, чтобы сдвинуться с мёртвой точки в переговорном процессе, но главное – в вопросах сугубо социально-экономических. Приднестровье в очередной раз продемонстрировало готовность взаимодействовать не на бумаге, а реально, на деле. Однако, действительно ли готова к таким подвижкам Молдова - вопрос другой…

«Хочется верить, что готова! Тем более что в Молдове тоже произошло изменение политического Олимпа. Другой вопрос, что на протяжении 20 лет представители молдавской стороны очень часто вели себя нечестно и отказывались от достигнутых договорённостей. И очень бы хотелось, чтобы на сегодняшнем этапе подвижек этого бы не произошло. В последний момент не подписывались документы, которые могли бы способствовать прогрессивному развитию молдо-приднестровского урегулирования. Ещё мне очень нравится подход нового руководства МИД, направленный на реанимацию тех договорённостей, которые уже существуют. И вопрос не в том, что между Приднестровьем и Молдовой нет договорённостей, а в том, что они не соблюдаются, они не работают. И шаги нового руководства ПМР как раз способствуют тому, чтоб заставить эти договорённости работать».

В настоящее время основным переговорным механизмом приднестровского урегулирования является формат «5+2», в котором Украина является одним из посредников и гарантов. Однако до настоящего момента она сохраняла некий нейтралитет в переговорном процессе, придерживаясь позиции «наша хата с краю». Но с активизацией молдо-приднестровского диалога украинская сторона также заметно оживилась. Именно по инициативе Киева состоялась встреча Влада Филата и Евгения Шевчука. Чего ждать от такой активности и с чем это связано, прокомментировала Светлана Осипова.

«Мне кажется, что всё равно, кто выступает инициатором встреч. Тем более что у России и Украины совершенно паритетные статусы, совершенно паритетные права и обязанности. Другой вопрос, что позиция Москвы по отношению к Приднестровью не сегодня стала непонятной, она непонятна уже с 2008 года, когда проблема ПМР и кавказских самоопределившихся государств были разведены. Но сотрудничать нужно с теми, кто с пониманием относится к стремлению приднестровского народа к независимости. А Украина больше, чем Россия, заинтересована в урегулировании ситуации в ПМР, потому что мы сопредельные территории».

Что касается работы формата «5+2» в целом, то в этом направлении позиция нового приднестровского руководства остаётся прежней. Равноправие сторон – это главное условие переговорного процесса. Также для нормализации работы необходимо базироваться на всех подписанных ранее документах.

«Я всегда говорила, что формат «5+2» правильнее было бы назвать «2+5». То есть не пять договаривающихся сторон, а всех, кроме Молдовы и Приднестровья – договаривающихся сторон, вынести как бы за рамки. Ну, и в том формате, который сейчас существует, вполне достойно можно работать. Много уже было наработок, вопрос только в том, что есть трудности в реализации этих наработок. Но здесь уже многое зависит от политической воли людей, участвующих в переговорах и представляющих свои государства».

Вместе с оживлением контактов политиков Молдовы и Приднестровья начало года ознаменовалось и участившимися инцидентами в Зоне безопасности. Провокации и несанкционированные митинги на миротворческих постах, организованные молдавской стороной, никак не способствуют положительной динамике развития молдо-приднестровских отношений. Как может отразиться неспокойная ситуация в Зоне безопасности на переговорном процессе и есть ли угроза смены формата миротворческой операции, мы спросили у политолога Светланы Осиповой.

«Это опять вопрос доверия-недоверия к молдавской стороне. К сожалению, у меня есть недоверие к Молдове, наверное, из-за 20-летнего наблюдения за отношениями Кишинёва и Тирасполя. И хотя руководство Молдовы меняется, традиционное недоверие сохраняется. Кто-то же составил сценарий этих провокаций… Другой вопрос, кто. Ведь эти провокации могут проводить и третьи силы, которые заинтересованы в нестабильности в этом регионе. Я не думаю, что самому этому молдавскому крестьянину пришла в голову идея поиграть с постом миротворцев. Думаю, что всё это было написано в светлых и тёплых кабинетах. Другой вопрос, как на это реагируют молдавские власти. Ведь она должна резко реагировать на это, она должна признавать нарушения законодательства со стороны своего гражданина и громко об этом говорить. Вопрос же о смене миротворческого формата может подниматься лишь в том случае, если законодательство было нарушено самими миротворцами. В данном случае все эксперты в один голос утверждают, что миротворцы вели себя правильно, в рамках самой миротворческой операции, в рамках правил и норм, прописанных в законах».

Приднестровский политолог Светлана Осипова подчеркнула, что любые подвижки в молдо-приднестровских отношениях свидетельствуют об окончании «ледникового периода» между двумя государствами. Нужно лишь поддерживать их в позитивном русле. Итоги же ждать нужно не сразу, а спустя какое-то время.

Татьяна Сярова

Один отзыв на «Оживление»

  1. Александр Разумов пишет:

    Полностью согласен с г-жой Осиповой. Недавние провокации на границе Молдовы и на миротворческом посту явно были “спродюсированы” кем-то, вероятнее всего мастерами подобного “жанра” - друзьями из Вашингтона. На данный момент смена формата миротворческой миссии к чему-либо положительному вряд ли приведет. Просто заменить миротворцев наблюдателями из ОБСЕ - плохая идея. Мне кажется что наблюдателям и миротворцам сейчас необходимо сотрудничать, ибо решение проблемы все равно должно быть достигнуто путем консенсуса всех участвующих сторон, прежде всего - РМ и ПМР.
    Относительное спокойствие не должно вводить в заблуждение - вредители и экстремисты могут сразу же активизироваться после вывода контингента миротворцев, поэтому спешить пока не стоит.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей