Апр 06

После победы на президентских выборах в Приднестровье независимого кандидата Евгения Шевчука (во многом вопреки позиции Кремля) ситуация в регионе обострилась. Шевчук провел масштабную замену руководства ПМР. На основные должности в Приднестровье были назначены лица из числа ближайшего окружения Шевчука, которые обеспечивали его победу на президентских выборах в декабре 2011 года.

Другой характерной особенностью процесса формирования новых органов власти в Приднестровье стало проведение реструктуризации правительства, вследствие чего были упразднены некоторые министерства и созданы государственные комитеты и службы. В частности, Министерство госбезопасности (МГБ) преобразовано в Комитет госбезопасности (КГБ).

Особенно заслуживает внимания так называемый жесткий курс Шевчука в отношении команды бывшего президента Игоря Смирнова и экс-руководителя МГБ Владимира Антюфеева. Шевчук дал указание начать массированную проверку использования бюджетных средств в бывшей администрации президента, Центробанка ПМР, МГБ, МВД и других ведомств. На должность представителя президента ПМР в Москве назначен Михаил Бергман (бывший комендант российской 14-й армии во времена Александра Лебедя), известный своими резкими заявлениями в отношении Смирнова и Антюфеева.

Заслуживает внимания и послание, которое Шевчук огласил 20 марта с.г. Это первое президентское послание в истории ПМР. В нем Шевчук обозначил основные направления развития Приднестровья на ближайшую перспективу.

В своем послании к органам государственной власти и управления Евгений Шевчук подчеркнул, что приднестровская экономика в настоящее время находится в глубоком кризисе. В качестве мер, которые необходимо предпринять для ее оздоровления, Шевчук назвал пересмотр приватизационного законодательства. В связи с этим он указал на необходимость разработки порядка возвращения в госсобственность некоторых приватизированных объектов, по которым не до конца были выполнены инвестиционные обязательства (этот тезис вызывает наибольшее опасение у представителей влиятельной компании «Шериф» и у российских компаний, инвестирующих в экономику ПМР).

Интересна также попытка Шевчука провести ротацию спикера Верховного совета ПМР. Пропрезидентские депутаты парламента попытались вынести вопрос об отстранении спикера Анатолия Каминского с должности. Пока у Шевчука нет достаточной депутатской поддержки, однако прослеживается тенденция к переходу части бывших «обновленцев» (партию «Обновление» возглавляет Анатолий Каминский) в партию «Возрождение» Шевчука.

Очевидно, что антикоррупционная активность разрушает мосты для возможных переговоров Шевчука с другими центрами принятия решений в Приднестровье. Сегодня часть элиты ПМР рассматривает Шевчука в качестве недоговороспособной фигуры. Учитывая специфику региона (ручное управление исполнительной вертикалью власти президентом, отсутствие упроченной системы сдерживаний и противовесов между основными ветвями власти и т.п.), поддержка стабильности социально-экономической ситуации в Приднестровье прежде всего будет зависеть от способности руководства успешно взаимодействовать с внешними партнерами, прежде всего с Российской Федерацией и Украиной.

В Киеве обеспокоены радикализмом новой администрации в Тирасполе. Киев действительно предпринял ряд шагов для активизации двустороннего и многостороннего диалогов. По инициативе украинской стороны 18 января с.г. в Одессе прошла встреча главы молдавского правительства с новоизбранным лидером Приднестровья. Инициированный Киевом диалог был продолжен в Дублине в формате «5 + 2» в феврале этого года. Однако последние события способны внести ощутимые коррективы. Во многом это связано с изменением российской политики в регионе.

Избрание президентом РМ Николае Тимофти и политика Евгения Шевчука в Приднестровье явно не вписываются в планы Москвы. Все предпринимаемые Кремлем на протяжении последних двух лет попытки «сколотить» пророссийскую коалицию в Молдавии оказывались тщетными. Очередным просчетом российской внешней политики в этой стране стали надежды на то, что крайне скромные успехи Кишинева на пути евроинтеграции, грызня внутри правящей коалиции, а самое главное – невозможность избрать президента страны спровоцируют уже третьи по счету досрочные парламентские выборы и создадут условия для возвращения во власть коммунистов. Теперь же избрание кандидата от правящего альянса «За европейскую интеграцию» на пост президента Молдовы означает сохранение существующей композиции в парламенте как минимум на четыре года. При этом молдавская оппозиция в лице коммунистов рискует уже в ближайшее время не досчитаться части своих депутатов, соблазненных идеей послужить сегодняшней власти, пускай и не безвозмездно.

Этими обстоятельствами и обуславливается назначение представителем президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина. Москва, видимо, выбрала вполне прогнозируемую стратагему: если невозможно контролировать ситуацию в Молдове – поддержим Приднестровье. Правда, стоит учитывать, что Приднестровье во главе с Евгением Шевчуком – уже не то, что было при его предшественнике Игоре Смирнове. Сможет ли Москва учесть эти новые нюансы, а Кишинев – по достоинству их оценить, остается вопросом. В любом случае всем участникам переговорного процесса в рамках «5 + 2» придется иметь дело не с кадровыми дипломатами-переговорщиками, а с публичным политиком.

Виталий Кулик

Отзывов (2) на «Приднестровский фактор»

  1. Дед Павел пишет:

    Любопытно было бы узнать почему депутат ВС Дирун А В вдруг запросил у Шевчука обьяснений по поводу назначения Бергмана?

  2. Любовь пишет:

    Если бы правительство формировалось благодаря рационально-постижимым понятиям: компетентность, опыт, честность и они должны быть замеряемы, четко прописаны и прозрачны. Чиновник идет вверх через карьеру: чем честнее, умнее, эффективнее, энергичнее, опытнее - тем выше пост. А пока смотрю на некоторых скептически, особенно на однокурсников и в верхах и внизах. Хотелось, чтоб не считали они свое назначение проходным билетом в модную тусовку.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей