Апр 26

В экспертном сообществе (особенно это характерно для экспертов России) сложилось мнение, что единственным реальным способом изменить «избранный вектор развития» Республики Молдова и предотвратить ее вхождение в состав Румынии – это в какой-то приемлемой форме осуществить реинтеграцию Молдовы и объединить Бессарабию и Приднестровье, правый и левый берег. По сути это надежда на «приднестровизацию» Молдовы. Следует признать, что рациональное зерно в подобной схеме есть. Действительно, реинтеграция, во-первых, займет время и отдалит, а, может, и отменит насовсем перспективу вхождения Молдовы в Румынию. Во-вторых, Молдова с Приднестровьем – это будет совсем другая страна, с другой элитой, с другой партийно-политической системой, с другим общественным мнением и другим вектором развития. «Переварить» и бесследно «поглотить» Приднестровье молдавским реинтеграторам не удастся. Подобная перспектива благоприятно скажется на геополитическом раскладе в регионе, на отношениях Российской Федерации с ЕС и США. В долгосрочной перспективе Россия от такого решения выиграет. Но что в таком случае произойдет с Приднестровьем, с приднестровским обществом, с гражданами ПМР? К сожалению, о реальных людях, об их жизни и их пожеланиях думают часто в последнюю очередь, по остаточному принципу. Всему Приднестровью и каждому приднестровцу в отдельности может быть нанесена сильнейшая социальная травма, которая исказит жизнь всего поколения приднестровцев.

Можно ли сохранить все без изменений? Нет, общество и регион будут меняться в любом случае. Нужно понять суть изменений и попытаться ими воспользоваться. Возможно ли, что Бессарабия войдет в состав Румынии, а Приднестровье – нет? Да, это возможно, но лишь в результате сговора мировых центров силы. США и ЕС не согласятся, чтобы независимое Приднестровье стало «непотопляемым авианосцем России». Но ведь договорились же американцы и русские о выводе ракет с Кубы и гарантиях независимости Острову Свободы! В принципе это возможно! Прецеденты есть! Возможна договоренность по принципу: «независимость Приднестровья под международные гарантии в обмен на демилитаризацию региона» и плюс кое-какие уступки геополитического характера в контексте будущей войны «США-Иран». Например, Приднестровье в обмен на Грузию, гарантии безопасности Грузии.
Здесь хотелось бы заметить, что граждане Приднестровья и Молдовы – это не какие-то «ноли» в геополитической тетради. Если им удастся понять угрозы, которые над ними нависли, и они сумеют объединиться и в какой-то форме повлиять на решения по своей судьбе, это может позитивно сказаться на всей истории.

Есть измерение политического времени. У новой приднестровской власти временной ресурс гораздо меньше, чем у ее предшественницы. По всем признакам, социальные изменения в регионе накапливаются, накапливаются… Маховик политических изменений также набирает обороты, и с силой его инерции ничего не поделаешь. Дилемма проста: вы хотите жить долго и скучно, или быстро и ярко? Самое парадоксальное, что выбор делают не исполнители, а режиссеры. В политических биографиях ценится достоинство. Важно с достоинством принимать неизбежное.

Над Приднестровьем по-прежнему угрожающе нависают «геополитические тучи».

Энергия огромного международного внимания к маленькому Приднестровью никак не переплавляется в новое качество жизни приднестровцев. Люди хотят, «чтобы хуже не было», чтобы им не мешали жить, сеять хлеб, воспитывать детей, радоваться жизни. Они не хотят вновь оказаться в эпицентре «политического торнадо». Подытоживая сказанное, хочется просто сказать в эти праздничные весенние дни тост: «За процветание приднестровского народа!»

Владимир Коробов, директор Центра исследования Южно-украинского пограничья

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей