Апр 27

Прежде чем обсуждать гипотетический вопрос объединения Республики Молдова с Румынией, необходимо определится, о каком именно механизме интеграции идет речь. Дело в том, что на сегодняшний день не существует предпосылок для серьезного обсуждения возможности прямого поглощения Молдовы соседним румынским государством.

Между тем, это не означает, что процесс интеграции Молдовы и Румынии снят с повестки дня. Международный опыт и практика последних десятилетий предлагает широкий набор моделей и форм глубинной интеграции при сохранении формальных государственных атрибутов.

Сегодня в Кишиневе и Бухаресте открыто звучат заявление о том, что «объединение двух румынских государств» состоится в рамках Европейского Союза и это будет вполне юридически обоснованным и легитимным процессом.

В то же время не стоит забывать, что процесс интеграции двух этих государств может происходить и вне рамок общеевропейского пространства. Совместные заседания правительств и парламентариев Молдовы и Румынии, открытие для Бухареста доступа к персональным данным граждан Молдовы, наличие румынского гражданства у представителей высших органов управления Молдовы и т.д. уже сегодня представляют собой набор элементов и инструментов, которые впоследствии могут быть трансформированы в модель межгосударственной ассоциации Молдовы и Румынии.

Если же вернуться к гипотетическому вопросу прямого поглощения Молдовы со стороны Румынии, то этот процесс, в первую очередь, должен насторожить саму Республику Молдову.

Очевидно, что развитие ситуации по данному сценарию приведет к появлению новых очагов дезинтеграции на территории самой Бессарабии – это может касаться и Гагаузии, и северных районов Молдовы с преобладающим украинским населением.

На мой взгляд, эта проблематика на сегодняшний день не является актуальной для Приднестровья. Суверенитет и юрисдикция Республики Молдова не распространяются на территорию Приднестровья. Приднестровье де-факто не является территорией Республики Молдовы, а это означает, что проблемы сохранения или ликвидации молдавской государственности на правом берегу Днестра являются исключительной прерогативой властей и общества Республики Молдова.

Все же иные сценарии будущего для нашего региона можно рассматривать только по итогам процесса урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем, целью которого как раз и является определение политического статуса Приднестровья.

Сергей Широков, директор Бюро политических исследований «Медиатор» (Тирасполь, Приднестровье)

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей