мая 21

Одним из важных факторов, находящихся на периферии обсуждения экспертным и дипломатическим сообществом в контексте решения судьбы Приднестровья является тема демаркации границы между Украиной и Республикой Молдова.

Как одно из ключевых требований Евросоюза в реализации евроинтеграционных устремлений Киева, демаркационный процесс стартовал несколько лет назад по инициативе украинских властей. Длительное время процедура демаркации не затрагивала непосредственно Приднестровье. В то же время в самой Украине никто и представить себе не мог, каким образом можно провести демаркацию приднестровского участка украинской границы.

На следующем этапе проукраинские лоббисты в бывшем руководстве Приднестровья начали склонять бывшего приднестровского лидера к более тесным контактам с украинскими органами для проведения демаркации участка, неподконтрольного властям Республики Молдова.

Процесс демаркации приднестровского участка украинской границы был запущен, однако спустя некоторое время приднестровские власти приостановили какие-либо движения в этом направлении под различными предлогами, осознав новые риски, возникающие для существования Приднестровья и жителей республики.

Процесс демаркации был запущен вновь лишь после завершения президентских выборов в Приднестровье в конце 2011 года. С «легкой руки» нового руководства Тираспольской администрации, заинтересованного в более тесных связях с Украиной, процесс демаркации приднестровского участка границы вышел на завершающую фазу, и по данным различных источников, полностью процедура будет завершена к октябрю 2012.

Данный срок – октябрь 2012 – следует оценивать как новую точку отсчета в жизни Приднестровья, поскольку с юридическим завершением процедуры демаркации на участке границы между Украиной и Приднестровьем в полном объёме вступают нормы международного права. Также следует напомнить, что накануне властями Украины и Молдовы был подписан ряд документов о совместном патрулировании границ.

Необходимо отметить последние консультации украинского премьера и президента Республики Молдова, которые договорились решать вопрос по восстановлению должного уровня контроля над границей двух государств. Это подразумевает жесткий пограничный контроль в отношении лиц, не документированных властями Республики Молдова, а также находящихся в розыске правоохранительными органами РМ.

Формальное соблюдение норм международного законодательства в отношении данного участка границы и совместное патрулирование структурами Украины и Республики Молдова обеспечивает окончательное решение т.н. «приднестровской проблемы». Представители официальных властей Украины неоднократно выступали с заявлениями, что в недалеком 2013 году, когда страна будет председательствовать в ЕС, конфликт будет окончательно разрешен. Не секрет, что при реализации обозначенных сценариев он будет разрешен в пользу Кишинева, без учета каких-либо позиций Тирасполя.

Известно, что в ходе визита Дмитрия Рогозина в Тирасполь представители новой администрации ПМР жестко пресекли любые возможные контакты людей вне команды нынешнего президента со спецпредставителем России по Приднестровью.

В то же время Рогозин, не имеющий полной информации о телодвижениях нового приднестровского руководства в сфере демаркации, имеет много шансов оказаться в нелепом положении. Сомнительная ситуация, в которой может оказаться Рогозин, может возникнуть в связи с тем, что ему лидером Российской Федерации поставлена задача защищать интересы Приднестровья на международных площадках, в то время как власти самой ПМР активно содействуют восстановлению Республикой Молдова полного контроля по внешнему периметру юридически признанной мировым сообществом границы страны РМ.

По некоторым сведениям, Рогозин до сих пор не владеет полной информацией по проблеме окончания процедуры демаркации границы и тем сложностям, которые возникнут в результате новой ситуации у 150 000 граждан РФ, проживающих в Приднестровье. Также под вопросом оказывается ситуация с перемещением лиц, преследуемых Кишиневом за те или иные действия, связанные с военным конфликтом 1991-92 годов и участием в создании ПМР.

Остаются вопросы - кто извлечет выгоду в случае, если российский дипломат Рогозин окажется в нелепой ситуации, а роль России в урегулировании конфликта на Днестре будет полностью девальвирована? Не исключено, что речь идет о некой последовательной комбинации, в которой власти Тирасполя попросту играют роль спускового механизма провокации против персоны самого Рогозина и авторитета руководства России в соседних регионах.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей