Ноя 21

В деле о защите Приднестровья Москва намерена перейти от слов к делу - это показал состоявшийся накануне визит вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Кишинев и Тирасполь. Россия откроет консульство РФ в Приднестровье независимо от того, согласится ли с этим Кишинев, разработает программу экономического развития региона и придумает, как в условиях экономической блокады экспортировать продукцию местных предприятий. Судя по посещению Рогозиным бендерского завода «Прибор», Москва начнет помощь с оборонных предприятий.

Оборонные предприятия были и остаются источником наполнения республиканского бюджета. А их загруженность напрямую зависит от российских заказов. Дмитрий Рогозин и в прошлый свой приезд – весной – посетил заводы, работавшие ранее на ВПК России. Сегодня они загружены не полностью, но профиль не сменили. Бендерский «Прибор», например, на котором Дмитрий Рогозин побывал в субботу, известен как производитель стрелкового оружия. Ранее там производили пистолеты, зенитно-ракетные установки системы «Град», в основном для собственной армии. Этот завод хотят включить в схему российского ВПК, что означает для приднестровцев новые рабочие места и стабильный заработок. На российскую оборонку в принципе могут работать тираспольский «Литмаш», на котором во время войны на Днестре ремонтировали танки, а также «Молдавизолит».

Россия намерена не только поднять приднестровскую оборонку, но и разработать для республики программу экономического развития. Об этом вице-премьер Рогозин заявил на встрече с президентом Приднестровья Евгением Шевчуком в Тирасполе.

«Я сегодня об этом сказал и в Кишиневе председателю правительства Молдовы Владимиру Филату, чтобы они не удивлялись. Безусловно, они будут в курсе наших идей, которые связаны с вкладом России в то, чтобы было процветание всей этой замечательной и очень благодатной земли. А экономическая стабильность создает высокий уровень капитала. Когда есть что терять, тогда люди уже в меньшей степени хотят заниматься глупостями. Поэтому вот в этом плане мы, конечно, будем действовать», – объяснил Рогозин. По его словам, к работе будут привлекаться российские эксперты, «в том числе работающие на зарубежные экспертные организации с мировым именем».

«Я считаю, что это очень важно, потому что привлекаем экспертное сообщество, лучших ученых, интеллектуалов России для того, чтобы в этой непростой ситуации жизни непризнанной республики, в условиях, когда есть поползновения в перекрытии – в переносном пока смысле – кислорода в плане вывоза товаров, производимых на территории республики. Все это связано с попыткой поставить на колени регион. Я думаю, что ни у кого это не получится и мы найдем интеллектуальное решение данного вопроса», – сказал Рогозин.

Ранее сообщалось, что Россия собирается выделить Приднестровью на эти цели 3 млрд. руб. – в виде грантов и гуманитарной помощи. Об этом в Тирасполе недавно заявил председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, а затем подтвердил председатель приднестровского правительства Петр Степанов. При этом Москва намерена контролировать расходование средств, которые будут поступать в регион. С этой целью Рогозин уже прислал в Тирасполь двух бывших работников ФСБ, которые стали заместителями председателя регионального КГБ.

В Тирасполе не против такого назначения «из Москвы». Там не возражают, чтобы Россия прислала «своих людей» и в погранслужбу Приднестровья, да и вообще взяла бы ее на довольствие, как в свое время в Южной Осетии. Однако, в Москве от такой всеобъемлющей опеки республики отказались, ссылаясь на реакцию Кишинева, а также ЕС.

Тем не менее эта реакция может быть проигнорирована в случае, если молдавские власти не согласятся на открытие в Тирасполе консульства РФ. Возможно, в Приднестровье будет открыто бюро спецпредставителя президента РФ, которое и возьмет на себя часть функций по обеспечению консульской работы, сказал Рогозин на пресс-конференции в Тирасполе. А пока, отметил Рогозин, «мы проинформировали приднестровскую сторону о том, что Министерство иностранных дел РФ увеличивает до 10 человек свое представительство здесь, во временной консульской группе, которая обеспечивает права наших граждан в Тирасполе».

«Мы выделяем значительные средства на то, чтобы автоматизировать работу этих дипломатов. Пока они работают по временной схеме», – сказал вице-премьер РФ. Дмитрий Рогозин сообщил, что 22 ноября начнутся официальные переговоры по этому поводу МИД России и Республики Молдова.

В Приднестровье проживают более 150 тысяч граждан РФ (практически каждый третий житель Приднестровья является гражданином России). Для улучшения обслуживания российских граждан, живущих на правом берегу Днестра, то есть, собственно, в Молдавии, будет открыто – помимо того, что в действует в Кишиневе, – консульство в Бельцах.

Наличие такой договоренности подтвердил премьер-министр Молдавии Владимир Филат: «Относительно открытия генерального консульства России в Бельцах нами достигнута договоренность, что это произойдет после осуществления всех дипломатических процедур, а для открытия также генконсульства в Тирасполе я не вижу особых препятствий при условии соблюдения всех международных и национальных норм».

Однако накануне иную позицию высказал президент Молдавии Николае Тимофти. На заседании пресс-клуба он заявил журналистам, что Республика Молдова не даст своего согласия на открытие генерального консульства РФ в Тирасполе до тех пор, пока из Приднестровья не будут выведены российские войска, в том числе миротворцы, и вооружения. Дмитрий Рогозин еще раз подтвердил позицию Кремля: российские миротворцы останутся в Приднестровье, чтобы война здесь не повторилась.

В Приднестровье надеются, что так оно и будет и Россия «не сдаст регион» в случае достижения компромисса с Кишиневом. При этом в политических кругах ПМР ссылаются на соглашательскую позицию России в 2006 году, когда Кишинев в лице президента Владимира Воронина начал экономическую блокаду Приднестровья. Тогда в Кремле рассчитывали на подписание молдавскими властями плана урегулирования приднестровского конфликта, получившего название «Меморандум Козака». Известно, что Воронин в последний момент отказался поставить свою подпись под кремлевским проектом и переговоры Кишинева и Тирасполя были заморожены на пять лет.

Светлана Гамова

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей