июня 20

Исполнилось 16 лет с того времени, как Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию, и похоже, ничто не предвещает ее скорого приема в ВТО. Еще на несколько лет затянет переговоры решение, принятое Россией в прошлый четверг, об отзыве своей отдельной заявки на членство в организации и об обращении в 2010 году с просьбой о вступлении в составе совместного таможенного союза с Беларусью и Казахстаном — это первое заявление такого рода. Это еще один знак, свидетельствующий о том, насколько далеко может пойти премьер-министр Владимир Путин, чтобы утвердить политическое влияние России в ближнем зарубежье, невзирая ни на какие экономические последствия.

Г-н Путин попытался прикрыть свои политические игры вокруг вступления в ВТО экономическими соображениями. “Уверен, что скорейшее присоединение России к ВТО и ОЭСР … будет способствовать повышению стабильности мировой торговой и экономической системы», – сказал он в начале июня. Но изменение заявки сейчас, в момент, когда переговоры, казалось, близки к успешному завершению, вызвано, главным образом, его геостратегическими амбициями на территории бывшего Советского Союза, и на мировой арене.

С этой точки зрения данным шагом в отношении ВТО г-н Путин убивает двух зайцев. Он не только может показать ВТО, а говоря расширительно, и всему Западу, – кто здесь хозяин, но и подтолкнуть Казахстан и Беларусь под зонтик России. Это новый этап в процессе, который начался созданием в конце 90-х – начале 2000-х годов валютного и политического союза между Россией и Беларусью и продолжился присоединением России в 2004 году к Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, которая теперь называется Евразийское экономическое сотрудничество. Новый таможенный союз еще более укрепит господство России в этом регионе. Это менее насильственный шаг, чем прошлогоднее нападение Москвы на Грузию, и менее откровенный, чем российский трюк с прекращением поставок газа в Европу в разгар зимы, однако идея здесь одна и та же.

К сожалению, экономические издержки этой игры вокруг ВТО лягут на плечи российского народа. До последнего маневра г-на Путина комиссар ЕС по торговле Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) говорила, что переговоры о вступлении России в ВТО могут, судя по всему, успешно завершиться к концу текущего года. С 1993 года заявка Москвы неуклонно отклонялась из-за целого ряда проблем, начиная с озабоченности по поводу коррупции в российских деловых кругах и заканчивая слабой защитой прав интеллектуальной собственности.

Но именно сейчас, когда замедлился прирост ВВП (МВФ предсказывает сокращение на 6 процентов в 2009 году), и безработица составляет 10,2 процента, Россия более чем когда-либо нуждается в тех экономических преимуществах, которые может дать свободная торговля. Страна может также получить выгоду от интеграции в торговую систему, основанную на строгих правилах, особенно в то время, когда часто принимаемые г-ном Путиным меры по экспроприации частных активов и другие отклонения от правовых норм заставляют нервничать международных инвесторов.

Все это, по-видимому, не беспокоит г-на Путина. Наоборот, его демарш с задержкой вступления России в ВТО позволит ему выгадать время, чтобы проводить собственный курс экономической политики, которая состоит, главным образом, из таких протекционистских мер, как минимизация иностранного участия в энергетических компаниях или же обложение пошлинами экспорта куриного мяса из США. Кремль жестко держит экономику в своих руках, особенно энергетический сектор. Может быть, Кремль обеспокоен тем, что, если Россия вступит в ВТО сейчас, стране придется приспосабливаться к практике свободной торговли и прекратить субсидирование некоторых из своих старых отраслей промышленности, например, автомобилестроения. Кроме того, если Россия вступит в организацию, которая следит за выполнением законов, регулирующих международную торговлю, ей станет труднее экспроприировать активы местных и иностранных компаний.

С другой стороны, этот гамбит, позволит России расширить свою зону влияния и продолжать проводить протекционистскую политику, при этом сохраняя иллюзию, что она стремится к вступлению в ВТО. ВТО не в состоянии принудить Россию вернуть за стол переговоров. Но она может отказаться рассматривать эту нестандартную заявку о вступлении в составе группы стран, одновременно предложив ускорить процедуру приема в ВТО одной России. Наилучший способ сделать российскую экономику более открытой – это не поддаваться на путинский блеф.

"The Wall Street Journal", США

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей