июня 28

Проблемы в Театре на Таганке начались не вчера и даже не месяц назад. Ситуация чрезвычайно серьезная и волевым назначением нового директора или худрука (93-летний Любимов совмещает обе эти должности) разрешиться не может. Очевидно, что без Юрия Любимова созданная им Таганка не имеет смысла. Патриарх российской сцены не взрастил себе преемника и растерял лучших артистов, которые могли бы подхватить знамя его уникальной эстетики.

Культивируя принцип труппы без звезд, Любимов получил того самого «среднего артиста», который со времен Чехова вряд ли стал «значительно выше». Из возможных преемников внутри коллектива можно назвать разве что Валерия Золотухина. Но и он не сделает погоды. Без Юрия Любимова театр ждет та же судьба, что и находящееся за стенкой «Содружество актеров Таганки». Собственно, теперь эту «берлинскую стену» можно спокойно снести и превратить театр в прокатную площадку.

В Прагу, где произошел очередной скандал между худруком и труппой, коллектив прибыл со своим легендарным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», с которого и началась история этого театра. Но на дневной репетиции актеры заявили, что они не выйдут на сцену, пока не получат причитающийся им гонорар за предыдущее выступление в городе Градец-Кралове. Что самое неприятное, конфуз был прилюдным: в зале в тот момент находилось около ста студентов и преподавателей чешских театральных вузов, которых пригласили на репетицию как на мастер-класс знаменитого режиссера. Юрий Любимов вспыхнул от гнева, но выдал демонстрантам деньги, после чего продолжил репетицию, которую его жена Каталина назвала «кровавой».

Вечером зал Национального театра был переполнен, люди сидели в проходах. Как утверждают очевидцы, спектакль имел огромный успех, но на поклоны с артистами сам режиссер не вышел. А после заявил журналистам, что собирается покинуть театр. «Этот случай переполнил чашу моего терпения. Я не намерен больше работать с этим коллективом. Пускай ими руководит профсоюз, с меня хватит этого безобразия, унижений, нежелания работать, а лишь получать деньги».

Еще жестче высказалась его супруга, Каталина Любимова, занимающая пост замдиректора театра. Она назвала артистов «стадом», «неуправляемой бандой»: «Всему виной лень и неподготовленность коллектива. Труппа испорчена халтурой, все занимаются другой работой вне театра, в основном снимаются в сериалах и этим живут». Кто довел труппу до такого состояния, госпожа Любимова не уточняет.

Впрочем, к таким резким заявлениям актерам Таганки не привыкать. Любимов всегда был режиссером-диктатором, никогда не жаловал «господ артистов» и во всех своих выступлениях норовил упрекнуть их в лени, каботинстве и непрофессионализме. Неудивительно, что конфликты с труппой возникали часто. Самый громкий из них привел к расколу знаменитой Таганки. Но если та давняя история имела явный идеологический подтекст, то нынешняя — исключительно экономический. По словам актера Владислава Маленко, задержка и невыплата гонораров в театре происходят регулярно. По мнению коллектива, их деньги просто присваивались.

Юрий Любимов уже неоднократно собирался покинуть Таганку. В прошлом году он заявил, что не может управлять театром в ситуации, когда ему приходится переписывать тонны бумажек и отчитываться за каждый гвоздь. Тогда режиссера уговаривали остаться на посту на самом высшем уровне, обещали изменить статус театра... Оба этих конфликта красноречиво говорят о том, что театр сегодня не может существовать без эффективного управленца. И что самый гениальный режиссер не может заменить грамотного директора.

Марина Шимадина

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей