Окт 14

Андрей Сафонов Саммит СНГ в Минске 10 октября показал, что отношения между Молдавией и Россией могут стать одними из самых плохих среди стран СНГ. Причина этого — крайне неудачное с дипломатической точки зрения поведение президента РМ Николая Тимофти, который, либо в силу своих прорумынских симпатий не в состоянии скрыть негативное отношение к России и лично Владимиру Путину, либо просто за время своего президентства так и не стал истинным политиком.

Если бы он был рационально мыслящим государственным деятелем, стоящим на реалистических позициях, он не заявил бы, что ограничительные меры Москвы в отношении ряда товаров из РМ «ставят под вопрос жизнеспособность подписанных в рамках СНГ соглашений. Они фактически выводят нашу страну из зоны свободной торговли со странами СНГ». Перед телекамерами он, не обладая ни настоящей властью, ни должным самостоятельным весом и авторитетом в Молдавии, вступил в фактический конфликт с президентом России Владимиром Путиным, который, естественно, отстаивает национальные интересы России и формирующегося Евразийского союза. При этом аргументы молдавского президента выглядят наивными, хотя он не является единственным официальным лицом РМ, прибегающим к таким доводам. Николай Тимофти сказал: «Соглашение о зоне свободной торговли между РМ и ЕС не повредит отношениям со странами СНГ. Напротив, эти два экономических пространства взаимодополняемы».

Не случайно для произнесения таких фраз в Минск от Молдавии не поехали премьер-министр РМ Юрий Лянкэ или спикер парламента Игорь Корман (даже если оставить в стороне чисто протокольные соображения). Для таких заявлений в столицу Белоруссии направили Николая Тимофти, у которого реальной власти в стране нет, а потому от любых его заявлений можно при желании откреститься. На его фоне премьер или спикер выглядят гениями молдавской политики и дипломатии, могущими выступить в роли миротворцев и дезавуировать неуклюжие слова главы государства.

Возможно, кто-то даже сознательно подставил Николая Тимофти, дабы он сделал антироссийскую «чёрную работу», начав перепалку с Владимиром Путиным. Разумеется, ни Юрий Лянкэ, ни Игорь Корман не позволили бы себе попасть в такую откровенно глупую ситуацию. Ясно, что упрёки, которые Владимир Путин мог бы адресовать всей нынешней молдавской власти, пали на голову человека, оказавшегося на своём посту совершенно случайно и без малейших заслуг с его собственной стороны. В частности, Владимир Путин сказал: «Мы никогда не были противниками сближения с ЕС и сами готовы сближаться. Вопрос в условиях нашего сотрудничества. Проблемы создаются не в связи с ответными или защитными мерами, а в связи с тем, что наши партнеры не считают нужным своевременно, открыто и профессионально обсуждать все риски, которые возникают для российской экономики и для других стран СНГ в связи с присоединением к другим торгово-экономическим объединениям».

Всё это Владимир Путин явно говорил в раздражении от событий на Украине, президент которой Петр Порошенко вообще не приехал в Минск. В этих условиях делегат от Молдавии, если бы у него было политическое и дипломатическое чутьё, попросту выдержал бы паузу, чтобы не попадать под раздачу, которая уж точно не сдвинет с мёртвой точки вопрос о молдавском экспорте в Россию. У Николая Тимофти этого не получилось. Поэтому ясно, что и ситуация с товарами из РМ останется на прежнем уровне.

К тому же все сидящие за столом в Минске прекрасно понимали, что проблема, вопреки словам Николая Тимофти, не в «двух экономических пространствах». Это — проблема членства в том или ином геополитическом проекте: в европейском или евразийском. Нынешние власти Кишинёва однозначно держат курс на Вашингтон, Брюссель и Бухарест, тогда, как Тирасполь держит курс на Таможенный и Евразийский союзы. То есть — на Москву и Минск.

10 октября ориентация руководства РМ лишний раз подтвердилась. В СМИ прошло сообщение, что Молдавия просит США оказать ей поддержку для повышения энергетической безопасности республики путем диверсификации энергетических ресурсов. Министр экономики Молдавии Адриан Канду говорил об этом в Вашингтоне с американскими чиновниками. Молдавский гость попросил американцев помочь Молдавии в продвижении возможностей и инвестиционных проектов в области энергетики и промышленности.

И именно в этот день, что не могли не заметить россияне, Николай Тимофти рассуждал о «выводе» Молдавии из зоны торговли со странами СНГ.

В этот же день, что вряд ли является простым совпадением, в Кишинёв с визитом прибыл премьер-министр Румынии Виктор Понта, не так давно рассуждавший о возможном объединении РМ и Румынии к 2018 году.

То, что Владимир Путин упомянул Молдавию и Украину в одном ряду, не сулит нынешним властям РМ ничего хорошего. А сказал Путин вот что: «Как будут проникать европейские товары на наши рынки, какой объём товаров под видом местной продукции может оказаться на российском и других рынках зоны свободной торговли СНГ — вот о чём речь. И если бы мы это делали своевременно, то не было бы никаких проблем. Это касается и Молдавии, это касается и Украины». Если отношение к Кишинёву в Москве станет таким же, как отношение к Киеву, тогда экономике Молдавии не миновать полномасштабной катастрофы.

Ясно, что Россия хотела бы отсрочки реализации экономической части соглашения между РМ и ЕС об ассоциации. Путин и тут был ясен: «Осуществить полноценную гармонизацию документов, подписанных нашими коллегами, с правовой базой СНГ, прежде всего с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, — непростая задача. Со своей стороны, мы готовы работать над её решением, чтобы не утратить сложившиеся в рамках Содружества партнёрские связи в промышленности, финансах, сельском хозяйстве и транспорте. Руководствуясь этим подходом, Россия вела интенсивные консультации с Евросоюзом и Украиной. В итоге удалось договориться отложить до 31 декабря 2015 года применение экономической части соглашения об ассоциации. А где же была Молдавия, почему мы с Молдавией не могли выстроить такие отношения? Мы хотели и многократно обращались за этим, но, к сожалению, внятного ответа от наших молдавских друзей так и не получили».

Разумеется, решать данный вопрос с Николаем Тимофти бесполезно. Его личные настроения и конституционные полномочия исключают это. Не будем сейчас говорить о роли и влиянии Запада и Румынии в Молдавии, а только отметим, что для переговоров с Москвой потребуется выход на сцену премьера Юрия Лянкэ. Да и этот выход, возможно, уже запоздал, так как 30 ноября в РМ пройдут парламентские выборы.

Москва явно настроена обсуждать краеугольные проблемы двусторонних отношений уже с новыми молдавскими властями. Какими они будут, эти новые молдавские власти — вот что волнует российскую сторону. Позиция Николая Тимофти Кремль волнует в последнюю очередь.

Андрей Сафонов, приднестровский политолог

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей